Конспект
речевой познавательной деятельности в подготовительной группе
Тема. «Беседа о том, как зимуют дикие звери в лесу».
Цель. Конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса.
Задачи.
Совершенствовать умения устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
Формировать познавательный интерес и умение разрешать проблемную ситуацию;
Продолжать развивать активную речь детей;
Совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на схему;
Развивать мелкую моторику пальцев;
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, к животному миру.
Обогащение словаря: мышкует, петляет, лютый мороз, обгладывает, опрометью, стрекоча, кору гложет.
Предварительная работа:
* Чтение рассказа Е.Чарушина «Заяц», сказки А.Черныш «Заяц – хвастун»;
* Составление рассказа по мнемотаблице;
* Беседа «Дикие звери зимой»;
* Отгадывание загадок о животных;
* Модульное оригами: заготовки для изготовления поделки «Зайка».
Материал:
Письмо - «снежинка на стекле»;
Мнемотаблица по составлению рассказа;
Иллюстрации на тему «Зима», силуэты животных и модель «Этажи леса»;
Ход.
Коммуникативная игра « Мы вместе».
Пальчиковая игра «Мальчик – пальчик».
-_Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил, встретил я медведя,
волка, зайку, ежика в иголках, елочку, лисичку.
Встретил лося и синичку, всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
_ Вот сколько животных встретил мальчик – пальчик в зимнем лесу. А где же эти звери живут? Как называются их дома – жилища?
Игра с мячом «Чей домик»
У лисы – нора. Чья нора? Лисья нора. И т.д. (у зайца, у медведя, у волка)
-Да, зимой все звери пытаются согреться от лютого мороза, холодного ледяного ветра, а вы, дети, молодцы - помогли
правильно назвать жилища.
- А что делается у нас за окном? Какая погода? ( обращаю внимание на снежинку – письмо, приклеенную на стекло.
- Так… прекрасно… Адрес точный. Наш указан детский сад, там, наверное, загадки очень ждут ребят. Да, чудеса только начинаются, наверное, это Дед Мороз постарался. От кого письмо?
Читаю письмо
- Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне. Я не хочу жить в магазине на полке. Решил уйти в настоящий лес. Расскажите мне, как живут звери в лесу зимой и как они спасаются от хищных зверей.
Ваш зайчик.
-Друзья, поможем? Давайте отправимся в зимний лес.
Дидактическое упражнение «Кто, где живет? (Этажи леса на схеме – моделе)
1.Загадка
- Хожу в белой шубке, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу. ( на схеме выставляю силуэт белочки) Живет на верхнем этаже леса.
- Чем питается белка? Какое она животное? (травоядное)
- Что ей помогает быстро передвигаться по деревьям?
- Что помогает спасаться от врагов?
- Что защищает ее от холода? (густая шерсть, быстрые ноги)
2.Загадка
- Не любит семечки из шишек, а ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса! Плутовка, рыжая… (лиса) Живет на 1-м этаже леса.
- Чем питается зимой? (мышкует, ловит птиц, зайцев –хищное животное)
- Что ей в этом помогает? ( обоняние, слух)
-Как спасается от врагов? (прячется в нору)
3.Загадка
-Он смелый, он быстрый, у него рога ветвисты. Среди заснеженных болот он лишайник вкусный рвет.
(Лось наземное животное, травоядное)
4 Загадка
- Маленький, беленький, по лесочку прыг – прыг!
По снежочку – тык-тык! (Заяц наземное, травоядное животное)
Дидактическое упражнение «Что ты знаешь об этих животных?»
- Лиса, какая? (рыжая, пушистая, хитрая, осторожная…) и т.д.
Заяц, какой? Белка, лось?
- А теперь мы сочиним историю о том, как встретились заяц и лиса, что с ними могло случиться в лесу, а поможет вам в этом таблица.
(Мнемотаблица с приблизительным рассказом)
- Сначала послушайте мой рассказ.
-- Жил- был заяц, очень скромный и пугливый. Снега в лесу выпало много. Однажды вдоволь наевшись коры от кустиков и деревьев, он собрался было идти домой, да вдруг увидел лису. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под глубоким снегом пискнет мышь, где чуть- чуть снег шевельнется. Долго прислушивалась лиса, да так и не поймала мышку, поэтому была сердита и голодна. Тут лиса увидела зайца, притаилась, выжидает. Заяц очень испугался, у него дрогнуло сердце. Бежать некуда? И заяц бросился петлять между деревьями. Так он путал следы, убегая от лисы. А лиса спрыгнула с пенька и бросилась за зайцем, но запуталась в заячьих следах. А зайчик притаился среди белого снега, «замер неподвижно» и лиса пробежала мимо.
- Вот как история случилась с зайцем в зимнем лесу.
Слушаем рассказы детей.
Физ. минутка « Зайцы скачут скок – скок – скок…»
Педагог обращает внимание на сказочную полянку.
- Здесь и зайчики, и лисички, и медвежонок…
- Педагог предлагает сделать приемом оригами своего зайчика поселить его на сказочной полянке.
Конструирование «Заяц»
- Дети, игрушечному зайчику следует идти в лес?
Итог.
- Ребята, как вы думаете, смогли мы сегодня помочь зайцу, от которого получили письмо?
- Рассказали, как опасно жить в зимнем лесу?
- Да. Помогли. Да еще смастерили своего зайчика.
- Спасибо. Молодцы.