СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по теме "Лексика"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс

6

УМК

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский]. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 191 с.

Тема урока

Повторение по теме "Лексика"

Тип урока

Урок закрепления материала

Цели урока

воспитывающие:

- прививать любовь к слову, интерес к русскому языку;

-развитие творческих способностей, умения аналитически мыслить.

развивающие:

- способствовать развитию готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

- способствовать формированию умений детей работать с информацией;

- способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

- развивать умение пользоваться теоретическими сведениями на практике.

обучающие:

- систематизировать и проверить знания учащихся по разделу "Лексика";

- выявить пробелы в усвоении изученного материала с целью дальнейшей отработки соответствующих умений путем включения необходимого дидактического материала;

- закрепить изученный материал по теме "Лексика"

Планируемые результаты деятельности

личностные:

- умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывая свою позицию;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

предметные:

- закрепят изученный материал по теме "Лексика";

- самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

метапредметные:

- принимают и сохраняют учебную задачу, участвуют в ее решении;

- выполняют учебные действия в умственной, материализованной и речевой форме;

- самоанализ и самооценка;

- определяют и формулируют цели урока;

- слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

- обобщают и систематизируют полученные знания;

- делают выводы и заключения по теме урока.

Методы и формы обучения

Методы развивающего интерактивного обучения, словесный, наглядный. формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

презентация к уроку.

Основные понятия

Морфемика, словообразование, орфография, окончание, словообразование, окончание, основа, корень, суффикс, приставка. Морфемный способ, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы, сложение основ, переход одной части речи в другую.









Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

Организационный этап.

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готово к уроку?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Садятся.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Регулятивные: самоконтроль.


Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.


Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения Эдуарда Асадова.

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.


А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!"


Скажите, какое ключевое слово здесь?

Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?

- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока "Повторение"

Скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока?


Ответы обучающихся.
















Слово



Лексика







Записывают в тетради




Повторить и закрепить изученный материал по теме "Лексика".


Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.


Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Посмотрите на экран. Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы:

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей

Организую проверку.

- Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву.

Что такое лексическое значение слова?

Запишите определения, которые вы узнали по их лексическому значению,


Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением



Выполняют письменно











Лексическое значение слов.


Лексическое значение слова- это то, что обозначает слово.




Смотрят на экран. Говорят по цепочке ответы.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следсвенные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения.

Физкультминутка

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри и улыбнись.


Выполняют упражнения

фронтальная



Обобщение и систематизация знаний.

Цель этапа: обобщить, систематизировать и закрепить знания по разделу.

Какие слова называются общеупотребительные?

Приведите примеры.

А не общеупотребительные слова - это какие слова? Приведите примеры.






Если слова употребляются в речи какой-либо профессии, то как называются такие слова?

Что такое профессионализмы?










Посмотрите на экран. Перед вами список слов: опера, снаряд, бронхит, артиллерия, романс, микстура, квадрат, кларнет, уравнение, фурункул, десант, ингаляция, умножить, патрон, прививка, скрипка, равенство, батальон, нота, окружность.

Теперь делимся на группы:

1 ряд у нас будут музыканты;

2 ряд - военные;

3 ряд - врачами.

Каждая подгруппа должна выбрать только те слова, которые относятся к вашей деятельности.

Какие слова остались?


К какой деятельности мы отнесем эти слова?


Что такое диалектизмы?



Какие вы знаете диалектизмы?




Напишите слово диалектизмы и 3 - 4 примера запишите себе в тетрадь.

Скажите, а как пополняется словарный запас языка?








Как называются такие слова?

Посмотрите на экран. Вам нужно

замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра – небольшая книжечка;

2) финал – завершение, конец

3) инструкция – указание;

4) антракт - перерыв;

5) шоссе – дорога ;

6) контролировать - проверять

7) директор – руководитель учреждения

8) колоссальный – очень большой, огромный (успех)

9)стабильный – прочный, постоянный

Как еще обогащается состав языка.

Действительно, с развитием науки, техники, общественной жизни появляются новые предметы. Вместе с ними и возникают новые слова.

Как называются они?

Приведите мне пример.

Выполните задание.

Вам нужно из представленного списка слов выбрать неологизмы.

Рейтинг, сайт, ветрило (парус), агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, боярин, спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, космонавт, длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), кафтан.


Скажите, а такие слова как: кафтан, ветрило, агнец, как называются?

Устаревшие слова - это какие слова?


Какие слова называются историзмами, а какие архаизмами?







В стихотворении А. С. Пушкина "Пророк" Найдите устаревшие слова.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

На доске нарисован класстер.

Итак что же изучает лексика?


Значение всех этих слов где мы можем узнать?

Какие вы знаете словари?

Это слова, которые известны всему народу.

Вода, земля, небо, птица и т.д.

Это те слова, которые знают и используют в своей речи не все.

Например: слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест или палитра - употребляется в речи художника.


Профессионализмы.

Это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

















Музыканты: опера, кларнет, романс, скрипка, нота.

Военные: артиллерия, снаряд, десант, патрон, батальон.

Врачи: микстура, бронхит, ингаляция, прививка, фурункул.


Квадрат, уравнение, умножить, равенство, окружность.


К деятельности математиков


Диалектизмы - это слова,

употребляемые только жителями той или иной местности.

Например: гутарить (говорить), кочет (петух), цибуля (лук), замахнуть (подмести), сенцы (кухня) и т.д.



Пополнение словарного состава языка осуществляется в результате образования из существующих уже в языке материала новых слов - это так называемые исконно русские слова и за счет заимствования слов из других языков.


Заимствованные.


Выполняют упражнения.













За счет появления новых слов.





Неологизмы.





Рейтинг, сайт, скейтборд, пирсинг, спонсор, плейер, дизайн, секьюрити.





Устаревшие слова.


Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

Историзмы - это слова, которые вышли из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.

Архаизмы - это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке.


Перстами - пальцами

Зениц - глаза, зрачки

Вещие - пророческие

Глас- голос

Виждь - смотри

Внемли - слушай внимательно

Глаголом - словом










Синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слов и тд.

В словарях.

Фронтальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: проверка знаний, умений и навыков.


Разгадывают кроссворд.

Ответы

1 Лексикология
2 Многозначные
3 Антонимы
4 Лексика
5 Устаревшие
6 Жаргонизмы
7 Заимствованные
8 Термины
9 Неологизмы
10 Фразеологизмы
11 Фразеология

1 Синонимы
2 Омонимы
3 Диалектизмы
4 Профессионализмы
5 Общеупотребительные
6 Слово

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.








Рефлексия .

Цель этапа:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, само самооценка результатов деятельности своей



Раздаю листочки. Обучающиеся письменно проводят рефлексию













Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающие личностный моральный выбор. Регулятивные: самоконтроль, самооценивание; выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свою мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.



Задавание домашнего задания.

Цель этапа:

осознание учащимися своей учебной деятельности


1На странице 86. ответьте на вопросы 1. выполните задание 153.

2. в толковом или фразеологическом словаре найдите 2-3 фразеологизма и зарисуйте их.


Записывают задание в дневниках.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.










2