СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конструкта урока по ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока по ФГОС по теме "Страдательные причасти,значение и употребление в речи".

Просмотр содержимого документа
«Разработка конструкта урока по ФГОС»

Конструкт урока

в 7 классе по теме «Страдательное причастие, значение и употребление в речи ».


Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: освоения понятия страдательного причастия, употребления его в речи.


Личностные результаты:

- готовности и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, развитие познавательного интереса, ответственности, любознательности.


Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач устанавливать причинно-следственные связи.

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей


Предметные результаты: применять в речевой практике страдательные причастия, уметь избегать речевых ошибок.


Место урока в теме: урок «открытия нового» знания


Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, набор карточек, презентация, тестовое задание для самопроверки.






ЭТАПЫ УРОКА



Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты


Предметные

результаты



1




Учитель: Герой известной комедии Д. Фонвизина «Недоросль»-Митрофан сдавал экзамен. А так, как он не утруждал себя учением, то вот каков был ответ. (Заранее подготовить с 2 учениками сценку)

Слайд 1

Митрофан (подаёт книгу Правдину). Вот, грамматика…

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что же вы о ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.был ответ.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.



Осознание проблемы:

Не умеем находить страдательное причастие.





.

Мотивационный

постановка проблемы




Учитель. Какие ошибки допустил Митрофан? Почему?

Учащиеся. Он неправильно определил части речи, потому что он их не знал.

Учитель.

А вы-то знаете, какую нужно было назвать часть речи?... Давайте не будем такими невеждами, как Митрофан. Какой будет тема урока?


личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса






2.


Принятие цели

планирование

деятельности

Формулируем тему урока и цель.

Учитель: Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?

Уч-ся: Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием суффиксов и окончаний.

Тема: «Страдательное причастие, его значение и употребление в речи».

Записываем тему урока в тетрадь.

Цель: Познакомиться с понятием «Страдательное причастие», находить в тексте, правильно употреблять в речи.

Учитель: Хорошо. Хочу напомнить, что на каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По результатам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её.

(Учащимся дается лист самооценки.)

Учитель: Итак, вспомните, что вы уже знаете о причастии?

(Заполняется таблица, на доске, левая часть закрыта).

регулятивные

целеполагание, действия по образцу


Ответственность, усвоение этических норм



Осознание цели деятельности и планируемого результата:

Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные


Пытаются сформулировать определение страдательных причастий







Действит .причастия

Страдат. причастия


1.значение




2.вопрос



3.морфологические признаки



4. суффиксы



Учитель: Вспомнили происхождение действительного причастия?

Ученики: Причастия образованы от глагола.

Учитель: Какая словестная формула помогает образовать причастие?

Ученики: Тот, который + глагол.

Учитель: Образуем действительные причастия.

Запишите цепочку

Мост провалился - провалившийся мост

Девочка одевает куклу – одевающая куклу

Шарик лопнул -- лопнувший шарик


Учитель: Итак все эти предметы сами выполняют действие, потому они ДЕЙСТВительные. А другую группу причастий назвали СТРАДАТельные? Почему?

Уч-ся высказывают предположения.

Давайте изменим форму причастия, чтобы на предметы было действие со стороны другого предмета. Какая словесная формула поможет нам?

Ученики: Дальше продолжаем цепочку:

Одеваемая девочкой кукла, …лопнувший шарик,

тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);

Открыть вторую часть таблицы и заполнить ее, задавая вопросы учащимся.

Сформулировать и записать определение

Работа в группах:

Слайд Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

8. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

Проверка, работа над ошибками



Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали


Осознание потребности в новом способе действий:


Предложено несколько способов запоминания данного правила.


Формулировка правила:

Страдательными причастиями называются причастия, которые обозначают признак по действию (или признак, который возник у предмета под действием другого признака.).










4.

Анализ

Открытие нового способа действий

Учитель: Вы знаете, какое значение имеют действительные и страдательные причастия, при помощи каких суффиксов образуются, значит, вас не затруднит исправить ошибки в употреблении причастий.

Раздаются карточки. Учащиеся работают самостоятельно.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами

2. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.


3. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

4. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

5. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

 

(Ответы на слайде).

 Взаимопроверка. Прокомментировать ошибки.

Вывод: Смешение действительных и страдательных причастий ведет к искажению смысла.

 Собери предложения. Комментарий: не забывайте, что причастия должны быть рядом с определяемым словом.

1. К выбегающая мостиком дорожка из кончается густой пруду зелени парка.
2. Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.
3. Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.


познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:

Узнали, что для важно обращать внимания на значение причастий и знать суффиксы, которые образуют причастия


Анализ ошибок:


При выполнении задания были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок.




5.

Творческий этап

применение способа к

новым ситуациям



Слайд 1 .Итак, вы уже многое узнали о причастии. Придумайте, как объяснить Митрофанушке его ошибку. Запишите свой урок, приводя примеры к теоретической части.

Заслушать несколько учеников.

личностные

творчество








Развитие креативных способностей


Решение творческой задачи:


Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельности






6.

Контроль и оценка

решение заданий повышенной сложности








освоения нового способа действий

5. Рефлексия

Работа с карточками.

Занести в таблицу словосочетания, которые читаются под диктовку.


 Слайд  демонстрирует правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.


ия








Действит. причастия

Страдательные

причастия



Бросивший мусор, дымящийся туман, бредущий человек, смеющийся мальчик, ушедший поезд.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

Поведение итогов.

Над какой проблемой мы сего­дня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать причастия, отличать действительные от страдательных? Где можно применить новые знания?

Проводит инструктаж домашнего задания. Предполагает право выбора учащимся уровня.

Для всех - §16 упр.99 (стр.44)

Уровень 1 Выписать 5 предложений из художеств.. произведений

Уровень 2 Написать сочинение – миниатюру (7-8 предложений ,используя страдательные причастиями) на тему “Зимние развлечения.” .

Заполнить оценочную карточку и сдать.


регулятивные

контроль, коррекция, оценка

Формирование способности

к самосовершенствованию


Оценка достижения планируемого результата:


Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем





Оценка и самооценка результатов деятельности


Выдано домашнее задание (предложено выбрать уровень задания самостоятельно), проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися.






























Этапы урока, виды работы

Оценка

примечание

1

Повторение

 

 

2

Работа в группах

 

 

3

Взаимопроверка

 

 

4

Творческая работа

 

 

5

Самопроверка

 



3 ошибки- «4», 4-5- «3», более- «2».









Выводы о достижении целей урока: : цель урока достигнута, сформировано представление о страдательных причастия, показана их роль в речи, проверены полученные знания. Учитель: Мокроусова О.П..