Учитель: Вспомнили происхождение действительного причастия? Ученики: Причастия образованы от глагола. Учитель: Какая словестная формула помогает образовать причастие? Ученики: Тот, который + глагол. Учитель: Образуем действительные причастия. Запишите цепочку Мост провалился - провалившийся мост Девочка одевает куклу – одевающая куклу Шарик лопнул -- лопнувший шарик Учитель: Итак все эти предметы сами выполняют действие, потому они ДЕЙСТВительные. А другую группу причастий назвали СТРАДАТельные? Почему? Уч-ся высказывают предположения. Давайте изменим форму причастия, чтобы на предметы было действие со стороны другого предмета. Какая словесная формула поможет нам? Ученики: Дальше продолжаем цепочку: …Одеваемая девочкой кукла, …лопнувший шарик, тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.); Открыть вторую часть таблицы и заполнить ее, задавая вопросы учащимся. Сформулировать и записать определение Работа в группах: Слайд Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными. 1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. 3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице. 4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. 5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками. 7. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку. 8. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера. Проверка, работа над ошибками |