СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мастер-класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мастер-класа по изготовлению куклы-мотанки

Просмотр содержимого документа
«Разработка мастер-класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 1» ГОРОДА ЖДАНОВКА










Мастер – класс


Предмет: «Технология»


Тема: «Кукла из ниток».








Учитель трудового обучения

Голошевич Л.А.






2018 г.


Мастер - класс

Предмет: «Технология»

Тема: «Кукла из ниток».

Цель занятия: научиться выполнять куклу из ниток.

Задачи занятия:

  • расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.

  • ознакомление с народным видом ремесла - изготовлением куклы из ниток.

  • формирование представлений о символике красного и белого цветов в народной культуре.

  • обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).

  • обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.

Здоровьесберегающие технологии: развитие мелкой моторики рук, создание благоприятного психологического климата.

Материалы, инструменты, оборудование:

Для учителя: образец куклы Мартинички, большие пучки ниток для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема заготовки пучка; ножницы, технологическая карта выполнения куклы из ниток.

Для обучающихся: мотки ниток, картонки для отмеривания нити, ножницы.

Мультимедийный проектор со слайдами:

  1. словарная статья «Кукла-оберег»;

  2. «Технология изготовления куклы».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие, организация внимания.

  2. Объявление темы.

Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас здоровыми и готовыми работать с *

полной отдачей. В начале занятия отгадайте, пожалуйста, загадку: (Слайд 1)

Платье носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Кукла)

Сегодня мы выполним изделие «кукла-оберег». Кукла называется Мартиничка. Это вещь, в которой по поверью заключена спасительная волшебная сила. (Слайд 2)

3. Ознакомление с куклой, ее историей, ее ролью в жизни ребенка, семьи.

Мартинички - традиционные славянские куколки. Раньше эти куклы являлись неизменной вещью обряда «закликания» весны, в котором в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. (Слайд 3)

По традиции, Мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева, загадав желание. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, Мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева. (Слайд 4)

И конечно, кроме праздничного, притягивающего значения эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным, временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище. (Сайд 5, 6)

Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куколок на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята - пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. (Слайд 7, 8)

4. Подготовка к работе, инструктаж по технике безопасности.

У вас на рабочих столах уже имеются необходимые материалы для изготовления куклы: нитки, ножницы, картон. Вам необходимо всего лишь повторять мои действия последовательно, не спеша. (Слайд 10, 11)

Взялись поскорей за дело:

Кукле делаем мы тело,

Нитки на шаблон мотаем -

К рукоделью привыкаем!

Голова, животик, руки...

С такой куклой не до скуки!

Получилась невеличка

Наша кукла - Мартиничка!

Мартиничками назвали,

Так как в марте их вязали:

Народ зиму провожал,

Весну скорее "закликал".

И это всё не развлечение,

Традиции мы знать должны!

Всё изучаем с увлечением,

Нам знания всегда важны!

А сначала давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами: (Слайд 13)

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

*

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.


5.Технология выполнения куклы (этапы выполнения). (Слайд 14-22)

Сделаем женскую фигурку из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.

Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро.

Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

Демонстрация, помощь отдельным ученикам индивидуально.

Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?

С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.

Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон).

Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки.

Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета.

Изготовление куклы мужчины

Вторую куклу изготавливаем так же, только нижнюю часть разделяем надвое, отступив 1см от концов перевязываем обе части.

Края пучков по окончании работы слегка подравнять.

Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

Оцените свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.

6. Подведение итогов занятия.

Посмотрите, какие замечательные куклы у нас получились. Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души и энергии. Дождитесь появления первых весенних цветов - подснежников, а лучше солнечных одуванчиков, найдите ручеек и отправьте вашу Мартиничку по течению. Пусть она вам принесет удачу.

Хочется, закончить занятие такими словами:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!