МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АСТАНЫ
ГККП «Колледж общественного питания и сервиса» акимата г. Астаны

«Согласовано» Методист __________ Р. А. Кобегенова «___» _____________ 2017 г | «Утверждаю» зам.директора по УМР _________________ У. Кстаубаева «___» _______________ 2017 г |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: «Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостью»


Разработал: преподаватель математики
___________ Халиди Сауле Мухтаркызы
Группа: П-248
Рассмотрено на заседании
ЦК естественно-математических дисциплин
Протокол № от « »____________2017г.
Председатель комиссии_________ А. Шуакова
Астана-2017
ПЛАН УРОКА
«Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостью»
Цель: Ввести понятие цилиндра и его элементов (основания, образующие, ось, высота, радиус), рассмотреть различные случаи сечения цилиндра плоскостями. Научить находить высоту, радиус, площадь сечения. Отработать навыки применения знаний при решении практических задач.
Задачи:
Образовательная: закрепить практические умения и навыки действии с числами, систематизировать знания об основных видах круглых тел, показать их применение в производственной практике, других видах деятельности, закрепить навыки работы учащихся на уроке геометрии.
Развивающая: развивать логическое мышление и пространственное представление моделями, тесно связывая учебный материал с жизненным опытом учащихся.
Воспитательная: учить анализировать, развивать самостоятельность, творчество, морально-эстетические качества личности; воспитать умение видеть геометрические тела в окружающей обстановке.
Форма урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемно-поисковый, использование наглядного и словесного методов при изучении материала, и практического, при решении задач.
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, задачами, модели, чертежные инструменты, учебники.
Учебные места: За партами.
Литература:
- А. В. Погорелов. Геометрия 6-10 кл.
Сборник задач по математике с профессиональной направленностью. Методическое пособие.
План урока:
Организационный момент
Актуализация исходных знаний.
Изучение нового материала
Закрепление знаний и умений. Решение задач.
Практическая часть урока. Работа с моделями.
Самостоятельная работа обучающего характера в форме теста, с последующей проверкой.
Итог урока. Рефлексия.
Выдача домашнего задания.
« Не делай никогда того, чего не знаешь,
но научись всему, что следует знать»
Пифагор
Ход урока
Постановка цели урока
(Психологический настрой учащихся.) (Слайд 1-3)

На всех фотографиях вы видите использование одной и той же фигуры. Как эта фигура называется? (Цилиндр)
Назовите предметы, имеющие форму цилиндра? (студенты перечисляют)
Теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока: «Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостью»
Цели нашего урока:
Актуализация исходных знаний.
Творческая работа студентов (презентация о цилиндре).
Изучение нового материала
Запишем определение цилиндра. (Слайд 4-7)
Определение: Цилиндр – это тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Начертим изображение цилиндра в тетрадях и укажем основные элементы цилиндра:

Основание цилиндра – круги, лежащие на параллельных плоскостях.
Радиус цилиндра – радиус основания.
Высота цилиндра – это расстояние между точками О1 и О.
Ось цилиндра – это прямая О1 О, соединяющая центры оснований цилиндра.
Образующие – отрезки, соединяющие соответствующие точки оснований.
Множество образующих образуют боковую поверхность цилиндра.
Теперь рассмотрим сечения цилиндра плоскостью:
Сечения цилиндра плоскостью. (Слайд 8-12)
Осевое сечение цилиндра. (Слайд 8-9)

Сечение параллельное основанию цилиндра. (Слайд 10)

Сечение цилиндра параллельное оси цилиндра. (Слайд 11)

Касательной плоскость цилиндра. (Слайд 12)

Закрепление знаний и умений. Решение задач.
Задание. Устно. (Слайд 13)
Площади осевых сечении двух цилиндров равны. Равны ли высоты этих цилиндров?
Открываем учебник по геометрии. Страница 260, №1.
Задача №1. Радиус основания цилиндра 2 м, высота 3 м. Найдите диагональ осевого сечения. (Слайд 14)
Решение.
ВС-?
ВС²=ВС²+СД² (по теореме Пифагора)
СД=2R=4 м
CB²=3²+4²=9+16=25
СВ=5 см
Ответ: ВС=5 см
Задача №2. Высота цилиндра 24 см, радиус основания 4 см. Найдите площадь осевого сечения цилиндра. (Слайд 15)
Решение.
S=AB*BD
AB=2*R=8 cm
S= 24*8=192 cm²
Ответ: S=192 cm²
Задача №3. Площадь осевого сечения цилиндра 42 см2, высота цилиндра 7 см. Найдите площадь основания цилиндра. (Слайд 16)
Решение.
Sсеч=42 cm²
H=7 cm
Sосн-?
Soсн = Sкруга= πR²
R-?
S=CD*BD=2R*7
42=2R*7
2R=42:7
R=3cm
Sосн=3.14*3²=28,26cm²
Ответ: Sосн=28,26cm²
Слайд 17

Задача №4, стр. 24. Сборник задач по математике с профессиональной направленностью (методическое пособие). (Слайд 18).
Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё выливают 1,2 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?
Решение.
V = πR2H;
D=20 cm, R=10cm
V = 3,14·100·6 = 1881 см3 = 1,881л - объём формы;
1литр = 1000 cm ²
1000·1,5 = 1500см²=1,5 л – объём смеси.
1,8811,5, значит смесь переливаться не будет.
Опрос студентов: Что такое пудинг? Основные ингредиенты?
Практическая часть урока. Работа с моделями.
Практическая часть урока. Каждый студент работает с моделью цилиндра, которые сами сделали.
Задание: Вычислить по модели, используя измерительные приборы:
Площадь полной поверхности
Площадь боковой поверхности
Площадь основания
Радиус
Высоту
Итак, приступаем к работе.
Самостоятельная работа обучающего характера в форме теста, с последующей проверкой.
Подведение итога урока.
Рефлексия, оценка деятельности на уроке.
Вопросы:
Встречаются ли в производственной практике предметы похожие на тела вращения? Что это за предметы?
Какие кондитерские изделия напоминают модели круглых тел?
Что нового и полезного для себя вы взяли с данного урока?
Какие математические понятия использовались на уроке?
Нужны ли вам знания по математике в профессиональной практике?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие задания для вас были трудными?
Что понравилось и не понравилось на уроке?
Какие вопросы по новой теме возникли?
Выдача домашнего задания. Геометрия 6-10 кл. А. В. Погорелов. №4, №8 стр. 260.
Выставление оценок.