Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»


Составитель: Омарова А.А.
гр. «29 С» 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Избербаш 2018
Тема урока: «Приготовление бутербродов»
ПМ.06. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок
Тип: урок закрепление трудовых приемов и операций.
Вид: практические занятия
Время проведения урока: 3 часа.
Цель урока: способствовать формированию и закреплению профессиональных компетенций при приготовлении бутербродов, расчете сырья, по соблюдению технологических операций и рациональному использованию сырья.
В ходе урока формируются:
практический опыт:
умения:
проверять органолептическим способом качество гастрономических продуктов;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления холодных блюд и закусок;
использовать различные технологии приготовления и оформления холодных блюд и закусок;
оценивать качество холодных блюд и закусок;
выбирать способы хранения с соблюдением температурного режима;
знания:
классификации, пищевой ценности, требований к качеству гастрономических продуктов, используемых для приготовления холодных блюд и закусок;
правил выбора основных гастрономических продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении холодных блюд и закусок;
последовательности выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении холодных блюд и закусок;
требований к качеству холодных блюд и закусок;
способов сервировки и вариантов оформления;
температуры подачи холодных блюд и закусок;
видов необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правил их безопасного использования.
Методы обучения:
Словесный: инструктирование, повторение материала
Объяснительно-иллюстративный: показ презентации, демонстрация готовых изделий
Практический: выполнение трудовых операций, работа с инструкционно-технологическими картами, решение ситуационных задач
Форма организации работы: бригадная
Материально-техническое оснащение урока
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, учебная литература.
Производственное оборудование: производственные столы; электронные весы
Инструменты, инвентарь, посуда: поварские ножи, разделочные доски, формочки, столовая посуда, столовые приборы.
Сырье: хлеб, булочки, масло сливочное, сыр, колбаса, помидоры, огурцы, рыба, яйцо, зелень, оливки.
Дидактические материалы: инструкционные карты, натуральные образцы.
Межпредметные связи:
Товароведение. Тема: «Хлеб и хлебобулочные изделия», «Овощи», «Мясо и мясопродукты», «Рыба и морепродукты», «Гастрономические товары».
Основы физиологии питания санитарии и гигиены. Тема: «Личная гигиена
повара», «Санитарные требования к изготовлению холодных блюд и закусок».
Прогнозируемый результат:
Овладение профессиональными компетенциями:
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ХОД УРОКА
Элементы внешней структуры урока | Затраченное время | Наименование этапов и структурных элементов | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся | Формируемые компетенции |
Организационная часть | 5 мин. | Целеполагание, постановка проблемы | Приветствие. Проверка готовности обучающихся. | Бригадир докладывает о явке обучающихся и наличия у обучающихся спец. одежды. |
ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. |
| | | Цель – создание ориентировочной основы деятельности обучающегося. | Цель – восприятие инструкционных знаний |
| | | Мотивация к учебно-практической деятельности. Определение темы занятия. | Восприятие, заинтересованность |
| 25 мин. | Повторение и изучение темы. Определение объекта и предмета исследования | Изучение нового материала - показ презентации на тему: «Бутерброды и их виды». Технология приготовления бутербродов открытых (простые и сложные), закрытых (сэндвичи) и закусочных (канапе). | Ответы на вопросы, дополнения, осмысление, восприятие |
Вводный инструктаж | 35 мин. | Планирование текущей работы на урок | Определение заданий и ознакомление с содержанием практической работы. Распределить обучающихся по рабочим местам, раздать инструкционно-технологичские карты (Приложение 1). Рассказать по технологической карте последовательность приготовления бутербродов. | Понимание, осмысление, восприятие. Организация рабочего места, выбор производственного инвентаря и оборудования для приготовления бутербродов. Знакомятся с инструкционно - технологическими картами |
| | Показ трудовых приемов и порядок выполнения операций | Продемонстрировать бутерброды открытые (простые и сложные), закрытые (сэндвичи) и закусочные (канапе) в готовом виде. | Слуховое и визуальное восприятие | |
Текущий инструктаж | 1 ч. 30 мин. | | Цель – контроль за ходом выполнения учебно-производственного задания: приготовление бутербродов открытых (простые и сложные), закрытых (сэндвичи) и закусочных (канапе). | Цель – отработка приемов и операций: по приготовлению бутербродов открытых (простые и сложные), закрытых (сэндвичи) и закусочных (канапе). | ОК 2. ОК 6. ОК 7. ПК 6.1 ПК 6.3. |
| | Текущая | Контроль соблюдения техники безопасности, организации рабочего места в соответствии с правилами ТБ. Проверка правильности выполнения рабочих приемов и операций
| Самостоятельное выполнение учебно-производстенного задания: - подготовка продуктов - приготовление и оформление блюда: использование различных технологий приготовления и оформления бутербродов, подготовка к подаче |
| | | Целевые обходы | Самоконтроль деятельности: - оценка качества бутербродов, выбор способа хранения с соблюдением температурного режима |
| | | Корректировка действий обучающихся, исправление и предупреждение ошибок, оказание помощи | Обращение к мастеру за помощью |
Заключительный инструктаж | | | Цель – подведение итогов занятия | Цель – самоанализ деятельности | ОК 1. ОК 3. ПК 6.1. ПК 6.3. |
| 15 мин. | Подведение итогов | Принять и оценить качество выполнения работы бригад с указанием успехов и недостатков, демонстрация лучших работ, видов брака. | Сравнение своей работы с другими работами |
| 10 мин. | Итоговая рефлексия | Обсуждение, оценка работ. Ответы на вопросы обучающихся, выяснить какие трудности возникли при выполнении работ. Сообщение темы следующего занятия, выдача домашнего задания. | Анализ успехов и недостатков. Бригадиры анализируют работу бригад. |
| | | Контролировать уборку рабочих мест | Убирают рабочие места | |
Ход урока
Занятие по Предмету: Приготовление и оформление холодных блюд и закусок
Раздел: ПК 6.1. Приготовление бутербродов и гастрономических продуктов порциями
Тема урока «Бутерброды и их виды»
Вводный инструктаж. Организационная часть урока.
- Приветствие. Раппорт бригадира, о количестве присутствующих
- Сообщение о готовности к проведению занятия
Создание положительного настроя обучающихся и рабочей обстановки.
Демонстрация презентации.
В состав какого кулинарного блюда можно включить всю нашу планету?
Если в двух противоположных точках нашей планеты одновременно положить на землю два куска хлеба, то получится сэндвич с земным шаром. Первый такой бутерброд изготовили в 2006 году, рассчитав координаты места в Испании и соответствующего места-антипода в Новой Зеландии. Впоследствии опыт был повторён во многих других уголках планеты. А вот жителям России сэндвич с Землёй сделать очень трудно, поскольку для подавляющей части территории страны противоположные точки находятся в Тихом и Атлантическом океанах.
Сообщение темы и цели урока, мотивация на урок.
Преподаватель: ребята сегодня мы проводим урок по теме «Бутерброды».
Наша цель: изучить основные правила приготовления бутербродов и научиться готовить их различные виды. Бутерброды – это самый распространенный вид закуски во многих странах мира и очень часто, на учебе или в офисе бутерброды заменяют нам завтрак или ужин, дают необходимую энергию. Красиво оформленные бутерброды включат в меню фуршетного и праздничного стола. Поэтому вам, как будущим поварам, необходимо научиться готовить красивые, вкусные и полезные бутерброды. Внешний вид любого кулинарного изделия – это его реклама. Ведь не зря говорят о красивых и вкусных блюдах «Для глаз - отрада, а языку – услада».
Проверка Домашнего задания (История бутерброда, ответить на вопросы по теме: «Значение холодных блюд и закусок в питании»)
Рассказать историю изобретения бутерброда Дрындикова М., Сафонова А., Дмитренко Е. Остащенко
Ответить на вопросы по теме: «Значение холодных блюд и закусок в питании»:
В чем отличие холодных блюд и закусок?
(холодные блюда обычно подают с гарниром, они более сытные, холодные закуски имеют меньший выход. Подают их либо без гарнира либо с очень малым его количеством.)
Какие продукты используют для приготовления холодных блюд и закусок?
(овощи, салаты, мясо, рыбу, птицу, сыры и др.)
Каково значение холодных закусок в питании?
(они способствуют возбуждению аппетита, важную роль при этом играет внешний вид блюда. Для придания привлекательного внешнего вида используют различные декоративные элементы из свежих и варенных овощей и зелени)
В каком цехе приготавливают холодные блюда и закуски?
(в холодном, выделяют специальный инвентарь, который запрещается использовать для обработки других продуктов)
Какова калорийность холодных блюд и закусок?
(их пищевая ценность различна; есть малокалорийные – зеленые салаты; другие богаты белками и жирами, и их энергетическая ценность велика).
Объясните почему при приготовлении холодных блюд и закусок следует строго соблюдать санитарные правила, сроки и режимы реализации сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
(при приготовлении холодных блюд и закусок заключительной операцией является механическая обработка, нарезка и их оформление. При этом возможно вторичное микробное обсеменение).
Какие инструменты и приспособления облегчают работу повара по оформлению холодных блюд и закусок .
(карбовочные ножи, формочки и выемки).
Какую посуду используют для подачи холодных блюд и закусок.
(закусочные тарелки, блюда, вазы, салатники, селедочницы, креманки и т.д.)
Изложение нового материала по теме: «Бутерброды»:
Бутерброды, как самый распространенный вид закуски. Классификация бутербродов.
Для приготовления используют ржаной или пшеничный хлеб, булочки, слоеное тесто, сухое печенье, мясную и рыбную гастрономию, кулинарные изделия, сыры, сырковую массу, повидло, джем, яйца, масло и масляные смеси, соусы, овощи, фрукты и другие продукты так, чтобы они хорошо сочетались по вкусу и цвету.
Бутерброды бывают открытые, закрытые, простые, сложные, закусочные, холодные и горячие.
Характеристика и правила приготовления бутербродов: открытых (простых и сложных, закрытых (сандвичи) закусочных(канапе)
Открытые бутерброды
готовят на пшеничном и ржаном хлебе,
хлеб нарезают толщиной 1 см.,
украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску,
для простых бутербродов используют 1 - 2 вида продуктов
для сложных - несколько видов продуктов
Закрытые (сэндвичи)
готовят из 2 половинок хлеба (булочки),
на хлеб кладут продукты и закрывают вторы ломтиком хлеба (иногда корочки обрезают),
толщина хлеба 1 см.,
бывают однослойные, двухслойные, многослойные,
используют для похода, в дорогу, в поездку, в школу.
Закусочные (канапе)
готовят на фигурных ломтиках хлеба (можно предварительно обжарить),
на хлеб укладывают продукты в несколько слоев по форме хлеба,
толщина хлеба - 0,5 - 0,8 см., ширина - 3-4 см.,
продукты закрепляют шпажками.
Пищевая ценность бутербродов. Используемые инструменты, посуда.
Оформление и подача бутербродов. Банкетные закуски.
Требования к качеству и сроки хранения бутербродов.
Продукты, предназначенные для бутербродов, режут тонкими ломтиками не ранее, чем за 30 -40 мин до подачи. Так как при хранении внешний вид и вкус бутербродов быстро ухудшаются.
Готовые оформленные бутерброды ставят в холодильник, чтобы масло хорошо затвердело.
Располагать бутерброды на блюде нужно так, чтобы фигурки и цвет продуктов красиво и гармонично сочетались.