СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы "Основы православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы "Основы православной культуры"»































Содержание


Пояснительная записка...........................................................................................3

Общая характеристика учебного предмета ..........................................................3


Описание места учебного предмета в учебном плане .......................................5


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы православной культуры »………………………………………………………...5


Личностные, метапредметныепредметные результаты освоения учебного предмета «Основы православной культуры» ……………………………..……6


Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»………………………………………………………………………….7


Тематическое планирование..................................................................................9


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ....................21


























Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

      В образовательном учреждении МБОУ «Иваньково-Ленинская ООШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.

          Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.


Общая характеристика учебного курса


Введение в учебный процесс школ курса «Основы православной культуры» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Курс, раскрывающий основы православной культуры, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.


   «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии,

многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.    

Цель обучения

   Курс «Основы православной культуры» направлен на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Основными задачами модуля являются:

-        знакомство обучающихся с основами православной культуры;

-        развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

-        обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

   Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится 34 часов

(1 час в неделю).


Описание ценностных ориентиров  в содержании учебного предмета «Основы православной культуры»

  Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогрессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Личностные, метапредметныепредметные результаты освоения учебного предмета «Основы православной культуры»

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной

культуры» учащимися 4 класса:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.



Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими разделами.

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина.

Раздел 2. Основы православной  культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Раздел 3. Основы православной  культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).  Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.












Тематическое планирование по основам православной культуры

урока

Тема урока

Цель урока

Тип

урока

Вид  учебной

деятельности .Форма  учебного

сотрудничества.

Домашнее задание

Формирование

УУД

1

Россия  - наша Родина.

Познакомить с новым предметом, ввести понятия «духовный мир человека», «культурная традиция».

Изучение нового материала

Выборочное чтение Групповая

1) Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком (политиком, ученым, актером и др.) на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм».

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

2

Культура и религия.

Познакомить с историей возникновения и распространения православной культуры

Комбинированный

Выборочное чтение Парная

Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

3

Человек и Бог в православии.

 

Дать представление о духовных традициях православия.

Изучение нового материала

Работа с дополнительной литературой Парная

Подготовь рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура».

 

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4

Православная молитва.

Познакомить с основными определениями православной культуры

Изучение нового материала

Работа с дополнительной литературой Парная

Расскажи членам семьи и друзьям, во что верят православные христиане. Задай им вопросы из пособия. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

 

Овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями

5

Библия и Евангелие.

Дать представление о Библии и Евангелии

Комбинированный

Выразительное чтение Парная

Расскажи членам семьи и друзьям, в чем разница между Священным Писанием и Священным Преданием. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

6

Проповедь Христа.

Продолжить знакомство с основными определениями православной культуры

Комбинированный

Выборочное чтение Фронтальная

 

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

7

Христос и его Крест.

Познакомить с символикой креста

Комбинированный

Работа с дополнительной литературойГрупповая

Расскажи членам семьи и друзьям о христианском понимании спасения, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

 

Овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями

8

Пасха.

 Показать связь между религиозной культурой и поведением людей

Комбинированный

Работа с книгойГрупповая

 

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

9

Православное учение о человеке.

Продолжить знакомство с основными определениями православной культуры

Изучение нового материала

Творческая работаГрупповая

Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура».

Использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач

10

Совесть и раскаяние.

Продолжить знакомство с основными определениями православной культуры

Комбинированный

Самостоятельная работаФронтальная

Подготовить ответ на тему «Как я понимаю что такое раскаяние».

 

Формирование умения использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи

11

Заповеди.

Познакомить с основными христианскими заповедями

Комбинированный

Работа с книгойФронтальная

Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».

 

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

12

Милосердие и сострадание.

Познакомить с основными составляющими религиозных книг

Комбинированный

Практическое применение знаний Индивидуальная

(на выбор): 1) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать. 2) Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.

 

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 

13

Золотое правило этики.

Познакомить с золотым правилом этики

Изучение нового материала

Творческая работа Групповая

Отредактировать эссе вместе с членами семьи и друзьями.

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

14

Храм.

Познакомить с устройством православного храма

Изучение нового материала

Работа с книгойИндивидуальная

Расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.

 

Формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия

 

15

Икона.

Познакомить учащихся с иконой, ее отличием от картины

Изучение нового материала

Практическая работа Групповая

(на выбор): 1) расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах; 2) выучи наизусть стихотворение О.Э. Мандельштама (см. пособие для учащихся) и подготовь его выразительное чтение; 3) с помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме «Иконы и фрески».

Формирование умения использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи

16

Творческие работы учащихся.

Обобщить изученный материал

Комбинированный

Самостоятельная работа (сочинение) Индивидуальная

Подготовиться к сочинению на одну из тем полугодия

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей

 

17

Подведение итогов.

Обобщить изученный материал

Комбинированный

Проект Групповая

 

Формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия

18

Как христианство пришло на Русь.

Сформировать представление о том, как пришло христианство на Русь, познакомить с обрядом крещения

Изучение нового материала

Работа с книгойПарная

 

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

19

Подвиг.

Сформировать понятие о подвиге как человеческой жертвенности

Комбинированный

Практическая работаКоллективная

 

 

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

20

Заповеди блаженств.

Познакомить с основными составляющими религиозных книг

Комбинированный

Творческая работа Групповая

 

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

21

Зачем творить добро?

Научить анализировать различные жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения

 

Изучение нового материала

Творческая работа

Групповая

 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

22

Чудо в жизни христианина.

Познакомить с христианскими добродетелями: вера, надежда, любовь

Комбинированный

Самостоятельная работа Фронтальная

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей

23

Православие о Божием суде.

Формировать толерантное отношение к представителям различных культур

Комбинированный

Работа с книгойКоллективная

 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

24

Таинство Причастия.

Познакомить с обрядом причастия

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

 расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах;

 

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

25

Монастырь.

Дать представление о монахах и их жизни

Комбинированный

Работа с книгойГрупповая

 

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

26

Отношение христианина к природе.

Сформировать представление о том, какую ответственность несет человек за сохранение при -роды.

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Фронтальная

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей

27

Христианская семья.

Познакомить с обрядом венчания

Комбинированный

Творческая работа. Индивидуальная

(на выбор): 1) Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. 2) Подготовь рассуждение на одну из тем «Семья - это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто», «Сироту пристроить что храм построить».

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

28

Защита Отечества

 

Познакомить со святыми защитниками Родины

Комбинированный

Работа с книгой Фронтальная

Проведение интервью с членами семьи.

 

Формирование чувства гордости за свою Родину

29

Христианин в труде.

Познакомить с заповедью труда

Изучение нового материала

Работа с дополнительной литературой Групповая

Проведение интервью с членами семьи.

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

30

Любовь и уважение к Отечеству

Формировать чувство любви к Родине, гордости за свою страну.

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

Проведение интервью с членами семьи.

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей

31

Творческий проект.

Обобщить изученный материалВыступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие»

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

 

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

32

Творческий проект.

Обобщить изученный материал

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей

33

Творческий проект.

Обобщить изученный материал.Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина».

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

 

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

34

Творческий проект.

Обобщить изученный материал.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой Групповая

 

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 




















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение



1. Интернет-ресурсы.

1. Издательство «Просвещение» http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20323

2. Основы православной культуры в ИИПКРО

http://orkse.ipkro-38.ru/

3. Основы православной культуры http://www.orkce.ru/




2. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.


3. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

3. Электронное приложение к курсу «Основы православной культуры» М. Просвещение. 2012.

4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)





8