I Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:
1 КЛАСС
оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
2 КЛАСС
самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
3 – 4 КЛАСС
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
1 КЛАСС
2 КЛАСС
совместно с учителем составлять план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
3 КЛАСС
Познавательные УУД:
1 КЛАСС
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
2 КЛАСС
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
3 КЛАСС
4 КЛАСС
Коммуникативные УУД:
1 КЛАСС
доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
2 КЛАСС
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
3 КЛАСС
4 КЛАСС
Предметными результаты изучения курса должны быть следующие знания и умения:
1 КЛАСС
определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
2 КЛАСС
знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
3 КЛАСС
4 КЛАСС
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
II Формы работы
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Трудовые дела
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: вторая и первая половина учебного дня, выходные, каникулы.
II Содержание учебного предмета
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа по классам |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – | | 33 часов | | | |
| Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» | | 3 ч. | | | |
| Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» | | 5 ч. | | | |
| Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» | | 6 ч | | | |
| Тема 4. «НАША РОДИНА» | | 10 ч | | | |
| Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» | | 3 ч. | | | |
| Тема 6. «СЕМЬЯ» | | 3 ч. | | | |
| Заключительный урок | | 3 ч. | | | |
| РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» | | | 34 часа | | |
| Вводный урок | | | 1 ч | | |
| Тема 1 «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» | | | 5 ч. | | |
| Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — | | | 28 ч. | | |
| РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» | | | | 34 часа | |
| Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» | | | | 2 ч. | |
| Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» | | | | 7 ч. | |
| Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — | | | | 6 ч. | |
| Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» | | | | 19 ч | |
| РАЗДЕЛ 3. «ПРАВОСЛАВИЕ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» | | | | | 34 час |
| Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» | | | | | 3 ч. |
| Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» | | | | | 8 ч. |
| Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО». | | | | | 5 ч |
| Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» | | | | | 2 ч |
| Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» | | | | | 4 ч. |
| Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» | | | | | 4 ч |
| Тема7.«ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» | | | | | 2 ч |
| Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» | | | | | 3 ч. |
| Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» | | | | | 3 ч. |
| Итого | | 33 | 34 | 34 | 34 |
«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 33 часов
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.
Заключительный урок – 3 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34 часа
Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч.
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 5 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Как распространялось Евангелие.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.
Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.
Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.
О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.
Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.
Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
Понятие об иконографии. Образ и первообраз.
История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».
Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.
Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.
Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.
История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ
ДО СПАСИТЕЛЯ» — 19 ч.
Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.
Второй – пятый дни творения мира.
Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.
Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.
Всемирный потоп.
Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.
Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.
Завет Господа с Авраамом.
Рождение Измаила. Агарь.
Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».
Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.
Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.
Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.
Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.
4 класс
РАЗДЕЛ 3. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 34 часа
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь.
Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.
Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.
День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.
Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.
Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 3 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже.
Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
III Тематическое планирование |
Раздел | Количество часов | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
| | 1 класс | 33 | |
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» | 34 часов | | | |
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – | 3 ч. | Нерукотворная красота природы. | 1 | оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; |
Рукотворная красота культуры. | 1 |
Человек – созидатель культуры. | 1 |
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – | 5 ч. | Музеи как хранилища предметов культуры. | 1 | объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими; |
Государственная Третьяковская галерея. | 1 |
Государственный Русский музей. | 1 |
Библиотеки – хранилища культуры. | 1 |
Человек – хранитель культуры. | 1 |
Представление о единстве культуры России. | |
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» | 6 ч. | Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.1 | 1 | самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; |
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. | 1 |
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. | 1 |
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. | 1 |
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. | 1 |
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. | 1 |
Тема 4. «НАША РОДИНА» . | 12 ч. | Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство | 1 | совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); |
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. | 1 |
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. | 1 |
Поэты и художники России – о Москве. | 1 |
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. | 1 |
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России | 1 |
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. | 1 |
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). | 1 |
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. | 1 |
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. | 1 |
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». | 1 |
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель. | 1 |
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – . | 3 ч. | Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы | 1 | знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России; |
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». | 1 |
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. | 1 |
Тема 6. «СЕМЬЯ» | 2 ч. | Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. | 1 | строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций |
Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. | 1 |
Заключительный урок | 3 ч. | Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. | 1 | |
Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», | 1 |
«Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). | 1 |
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 34 часа | | 2 класс | | |
Вводный урок | 1 ч. | «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. | 1 | знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России; |
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — | 5 ч. | Самая древняя книга о духовном мире — Библия | 1 | строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций |
Умеем ли мы видеть мир? | 1 |
Человек — венец творения. | 1 |
Добро и зло в человеческом мире и природе | 1 |
Значение слова «грех». | 1 |
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» | 28 ч. | С чем связаны главные православные праздники? | 1 | совместно с учителем составлять план решения задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; |
Иисус Христос — Спаситель мира | 1 |
Евангелие — книга о Спасителе и о спасении | 1 |
Рождество Пресвятой Богородицы | 1 |
Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 |
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил | 1 |
Дух Святой. Праздник Благовещения. | 1 |
Рождество Христово | 1 |
Поклонение волхвов и пастухов. | 1 |
Традиция празднования Рождества | 1 |
Сретение Господне. | 1 |
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. | 1 |
Крещение Иисуса Христа. | 1 |
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. | 1 |
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. | 1 |
Чудесное приумножение хлебов и рыб. | 1 |
Воскрешение Лазаря. | 1 |
Тайная вечеря. | 1 |
Суд над Иисусом | 1 |
Распятие и смерть Иисуса Христа. | 1 |
Пасха Господня | 1 |
Светлая седмица. | 1 |
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне | 1 |
День Святой Троицы | 1 |
Духов день. | 1 |
Православные праздники | 1 |
Праздничные иконы. | 1 |
Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. | 1 |
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» | 34 часа | 3 класс | | |
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» | 2 ч. | Христово и новая эра. Как распространялось Евангелие. | 1 | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; |
1 |
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» | 7 ч. | Храм как образ вселенной. | 1 | преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей |
Особенности использования цвета в иконе. | 1 |
Понятие о каноне | 1 |
Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольны | 1 |
Понятие об иконографии | 1 |
История иконы Покрова | 1 |
Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость». | 1 |
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» | 6 ч | Иконы о Рождестве и земной жизни | 1 | соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся |
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. | 1 |
Иконы «Преображение Господне» | 1 |
Иконы Воскресения Христова | 1 |
История и духовный смысл иконы | 1 |
Святой равноапостольный Константин Великий | 1 |
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» | 19 ч. | Повествование о сотворении мира | 1 | |
Второй – пятый дни творения мира. | 1 |
Шестой день творения мира | 1 |
Первые люди | 1 |
Представление о рае | 1 |
Каин и Авель. Первое человекоубийство. | 1 |
Расселение людей. | 1 |
Всемирный потоп. | 1 |
Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа | 1 |
Иафет и Хам | 1 |
Праведный Авраам | 1 |
Рождение Измаила. Агарь. | 1 |
Икона Андрея Рублева «Троица». | 1 |
Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры | 1 |
Соленое море — Мёртвое море | 1 |
Пасха Ветхозаветная | 1 |
Золотой телец. Земля обетованная | 1 |
Новый Израиль | 1 |
Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе | 1 |
РАЗДЕЛ 3. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» | 34 часа | 4 класс | | |
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» | 3 ч. | Великая русская культура — достояние всех россиян. | 1 | |
Религия — неотъемлемая часть культуры | 1 |
Язык — особый человеческий дар. Функции языка | 1 |
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» | 8 ч. | Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным | 1 | договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. |
Почитание на Руси Андрея Первозванного | 1 |
День памяти св. апостола Андрея Первозванного | 1 |
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий | 1 |
Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. | 1 |
Крещение княгини Ольги. | 1 |
Первые христиане-мученики на Руси | 1 |
День памяти святого князя Владимира. | 1 |
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» | 5 ч. | Церковь — собрание верующих во Христа | 1 | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.); |
Символ веры | 1 |
Русская Православная Церковь | 1 |
Исповедь, Причастие. | 1 |
Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. | 1 |
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» | 2 ч | Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан | 1 | перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; |
Внутреннее устроение и назначение главных частей | 1 |
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» | 4 ч. | Происхождение церковного богослужения. | 1 | договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. |
Годовой богослужебный круг | 1 |
Литургия — главное богослужение | 1 |
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. | 1 |
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» | 4 ч. | Виды и названия колоколов. | 1 | делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; |
Происхождение колокола | 1 |
Ростовские звоны | 1 |
Колокололитейное искусство. | 1 |
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» | 2 ч. | Духовный подвиг монашества. Донской монастырь. | 1 | делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; |
1 |
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» | 3 ч. | Дом, семья в традиционной русской культуре.. Семья – малая Церковь Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии. | 1 | договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. |
1 |
1 |
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» | 3 ч. | Легенда о граде Китеже. | 1 | договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решеии задачи, выполняя разные роли в группе. |
Иконы-защитницы Русской земли | 1 |
Образы Святой Руси в русской художественной культуре. | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _________ Е. Ю. Келейникова
учителей начальных классов МАОУ СОШ №3 «____» августа 2016 года
от «____» августа 2016 года №1
___________ И. В. Ампилова