Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каменная средняя общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Приказ_____________№ Директор школы : Бровко К.М. ______________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Мое здоровье»
для 9 класса
учитель: Касаркина О.В.
п.Доброполье
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел № 1 УМК
Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе «Мое здоровье» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
3.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
В 8. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm
Раздел № 2 Планируемые результаты освоения курса «Мое здоровье»
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Раздел № 3 Содержание учебного предмета
Программа состоит из шести разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; профилактика ПАВ – зависимостей; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание;.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
На изучение каждого раздела отводится:
Здоровье, здоровый образ жизни - 6 часов
Обучение самопознанию - 4 часов
Межличностное общение - 6 часов
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев - 8 часов
Профилактика ПАВ — зависимостей - 6 часов
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание - 4 часов
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стадии), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Роль курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Раздел № 4 Тематическое планирование
9 КЛАСС
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
| Здоровье, здоровый образ жизни | + |
| Обучение самопознанию | 4 |
| Межличностное общение | 6 |
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 8 |
| Профилактика ПАВ — зависимостей | 6 |
| Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | 4 |
| ИТОГО ЧАСОВ | 34 |
Раздел № 5 Календарно -тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Содержание | Дата проведения по плану |
1. | Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». | 1 | Значение хорошего здоровья для общества | 03.09 |
2. | Продукты питания в разных культурах. | 1 | Кухни народов мира. Истории и традиции. Продукты питания в разных культурах | 10.09 |
3. | Традиции национальной кухни. | 1 | Роль традиций национальной кухни в развитии национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как древнейшая область человеческой деятельности. Формирование гастрономических привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов. Основные факторы, формирующие основу национальной кухни: | 17.09 |
4. | Двигательный режим. | 1 | Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля. | 24.09 |
5. | Биологические ритмы организма. | 1 | Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме. Влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. | 01.10 |
6. | Утомление и переутомление. | 1 | Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, методы устранения и профилактика. Выбор средств снятия утомления. | 08.10 |
7 | Условия труда и отдыха. | 1 | Режим физического и умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания. | 15.10 |
8 | Знание своего тела. | 1 | Индивидуальные особенности строения и развития человека | 22.10 |
9. | Осознание и признание себя | 1 | Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. | 05.11 |
10. | Самопознание через ощущение, чувство, образ | 1 | Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей. | 12.11 |
11. | Самоуважение и самооценка. | 1 | Мои ценности. Я принимаю решения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителя ми, друзья ми, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками. | 19.11 |
12. | Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. | 1 | Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. | 26.11 |
13. | Базовые компоненты общения. | 1 | Что такое общение. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. | 03.12 |
14. | Виды и формы общения. | 1 | Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми | 10.12 |
15 | Виды и формы общения. | 1 | Правовые аспекты взаимоотношений между людьми | 17.12 |
16 | Отношения между мальчиками и девочками. | 1 | Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола | 24.12 |
17 | Отношения между мальчиками и девочками. | 1 | Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола | 14.01 |
18. | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. | 1 | . Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. | 21.01 |
19. | Безопасное поведение на дорогах. | 1 | Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. | 28.01 |
20. | Факторы, приводящие к травматизму. | 1 | Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице | 04.02 |
21. | Способы оказания доврачебной помощи. | 1 | Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде | 11.02 |
22. | Безопасное поведение в транспорте. | 1 | Правила безопасного проезда в транспорте. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. | 18.02 |
23 | Экстремальные ситуации криминального характера. | 1 | Основные правила безопасности в криминогенной ситуации. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах | 25.02 |
24 | Экстремальные ситуации аварийного характера. | 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — это основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека. | 04.03 |
25 | Поведение в природной среде. | 1 | Экология и экологическая безопасность Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | 11.03 |
26. | Почему люди употребляют ПАВ. | 1 | История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. | 18.03 |
27 | Аспекты курения | 1 | Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. | 01.04 |
28 | Последствия курения. | 1 | Просмотр видеофильмов. | 08.04 |
29 | Влияние курения на потомство. | 1 | Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма | 15.04 |
30 | Злоупотребление алкоголем | 1 | Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье. | 22.04 |
31 | Привычка сохранять здоровье. | 1 | Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека. | 29.04 |
32 | Близкие отношения и связанные с ними риски. | 1 | О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. | 06.05 |
33 | Семья, брак, функции семьи | 1 | Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье. | 13.05 |
34 | Семейные стили воспитания | 1 | Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей | 20.05 |
| Итого: | 35 |