МОУ «СОШ №2» г. Ртищево
Саратовская область

Выполнили:
Александрова Мария
Гладышева Дарья
ученицы 9 «Б» класса
МОУ СОШ № 2
Руководитель:
Кунакова Н. В.
учитель технологии
План выполнения проекта:
Проблема, цель и задача.
Историческая справка.
Вред, наносимый полиэтиленовыми пакетами.
Социологический опрос.
Изготовление изделия, альтернативного полиэтиленовым пакетам:
а) определение требований;
б) разработка вариантов идей;
в) оценка идей и выбор лучшей;
г) планирование;
д) технологическая карта;
е) себестоимость;
ж) оценка проделанной работы.

Проблема:
В нашей жизни есть много действий, которые мы выполняем не задумываясь. Например, почти каждый день, приходя в магазин, мы покупаем продукты, упаковываем их в пакет, а, придя домой, перекладываем в холодильник. А пакет? Он отправляется в мусорное ведро. На этом его полезная для нас жизнь заканчивается. И начинается совсем другая, которую сложно даже представить. Трудно представить себе жизнь без полиэтиленового пакета. Он всегда под рукой, под ногой, на земле или в воде. С каждым днем пакетов становится все больше. В среднем «жизнь» пакета без ручек длится полчаса, а пакеты с ручками могут служить немного дольше. Тем самым мы превращаем Землю в сплошную мусорную свалку и это уже ни для кого не новость.
Цель:
Пробуждение интереса сверстников и взрослых к экологическим проблемам, которые связаны с использованием полиэтиленовых пакетов.
Задачи:
Выявить и изучить губительные для всего живого свойства полиэтиленовых пакетов; Разработать модели, альтернативные полиэтиленовым пакетам. 
История создания полиэтиленовых пакетов
Пакеты являются самым популярным видом упаковки для малогабаритной продукции. Однако мало кто знает, что созданы они, были сравнительно недавно, примерно в середине 19-го века.
До того момента, люди складывали покупки в корзины, сумки, сундучки и полотняные мешки. Это было удобно, пока преобладала оптовая торговля. С концентрацией населения в городах, стала развиваться реализация товаров в розницу. У владельцев торговых точек на первое место встал вопрос, каким образом упаковывать для продажи сыпучие товары.
Первыми сориентировались британские производители бумаги. Зная, что в 1859 году изобретатель Уильям Гудейл запатентовал машину для производства пакетов из бумаги, они применили новую технологию и начали изготовление кульков. На каждый кулек наносилось название продукта. Такая упаковка очень понравилась горожанам, поскольку существенно облегчала переноску покупок. Но при всех плюсах, назвать кульки практичной тарой можно было лишь с большой натяжкой. Одни норовили рассыпаться в руках, другие было не удобно нести. Проблему решил изобретатель Лютер Кроуэлл. Он придумал бумажный пакет с плоским дном, и в 1870-м году запатентовал технологию его изготовления. Новинка зарекомендовала себя великолепно. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать. Таким образом, владельцы магазинов получили возможность размещать на упаковке свою рекламу. Позднее, к пакетам стали приделывать ручки. Форма же оставалась неизменной. Бумажными пакетами с плоским дном во всем мире пользуются по сей день, разнятся лишь виды бумаги, способы печати изображения и технологии художественной обработки.
Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала - полиэтилена. Скоро упаковка нового вида поступила в продажу и тут же потеснила бумажные пакеты с рынка. Начался настоящий полиэтиленовый бум. По мере усовершенствования станков, внешний вид полиэтиленового пакета изменялся. В 70-х гг. появились первые пакеты с ручками, а в 1982 году пакеты маечка. К тому моменту многие магазины и торговые центры уже отказались от использования бумажной упаковки, предпочитая более дешевый и экономичный полиэтилен. Однако, уже к концу 80-х гг. экологи начали бить тревогу. Дело в том, что полиэтилен имеет длительный период разложения, а его уничтожение теми методами, которые применяются сейчас, наносит вред окружающей среде. Во многих странах, таких как Бангладеш, Италия, Индия и Китай, выпуск пакетов был существенно сокращен, а в Ирландии власти ввели налог на полиэтиленовые пакеты, чем в несколько раз уменьшили их потребление.
Теперь ученые работают над созданием недорогих в производстве пакетов, которые не будут ухудшать экологическую ситуацию. Осенью 2004 года в Великобритании были запущены в производство первые в мире биоразлагаемые пакеты для хлеба. Новый материал, из которого производятся пакеты, распадается на углекислый газ и воду за четыре года.
Чем так привлекателен полиэтиленовый пакет? Широкому распространению полиэтиленового пакета посреди потребителей содействовал целый ряд его неповторимых параметров: пакет весом в несколько граммов может выдержать нагрузку до 10 кг (а другие и более), водонепроницаемость, и наконец, он имеет очень низкую цену. По сравнению с выпуском картонных пакетов, при производстве полиэтиленовых расходуется меньше электроэнергии и воды, появляется на 80% меньше жестких отходов.
Считается, что пластмассовым пакетам требуется практически в 10 раз меньше места на полигонах (местах захоронения), чем картонным.
Какой конкретно вред наносится нашей окружающей среде полиэтиленовыми пакетами?
1.Промышленный выпуск полиэтиленовых мешков - производство вредное.
2.Полиэтилен - жуткая разновидность мусора: такому пакету надо без малого тысячу (!!!) лет, чтобы он, наконец, полностью разложился.
3.Катастрофический вред наносят пакеты живым организмам планеты «Поры» земли закупориваются, водостоки и фильтрующие системы забиваются, рыба в море или корова на лугу заглатывает эти пузыри и погибает, поскольку у неё напрочь закупоривается пищеварительный тракт. Черепахи тоже в числе жертв - они, видимо, принимают пластиковые кульки за медуз.
4.Функциональная «жизнь» упаковки невелика, и она очень быстро отправляется на свалки, часто стихийные. Все это создает огромную проблему: сейчас ежегодно население земного шара увеличивается на 1,5-2 %, зато объем мусорных свалок — на 6%!
Задумываются ли люди об утилизации полиэтиленовых пакетов? Чтобы узнать ответы, мы провели опрос на тему « Полиэтиленовые пакеты в нашей жизни»
Опрос проводился среди учеников 8-ых классов
Всего в опросе принимало участие 25 человек
Им были заданы следующие вопросы:
1. В повседневной жизни Вы часто используете полиэтиленовые пакеты?
а) часто б) нет;
2. После использования пакетов Вы?
а) его выбрасываете б) стираете в) оставляете для дальнейшего использования
3. Вы знаете о вреде полиэтиленовых пакетов для природы?
а) да, но мне все равно б) нет в) знаю и мало ими пользуюсь
4. Вы готовы отказаться от использования пакетов?
а) да б) нет.
5. Что используют ваши родители, братья, сёстры для переноса продуктов и вещей?
а) полиэтиленовый пакет с ручками
б) болоньевая, тряпочная сумка
6. По какой цене вы приобретаете полиэтиленовые пакеты с ручками?
7. Сколько пакетов (примерно) вы используете за учебный год?
Мы получили следующие результаты:
В повседневной жизни Вы часто используете полиэтиленовые пакеты?
17 человек - да
8 человек - нет
После использование пакетов Вы?
20 человек выбрасывают
5 человек оставляют для дальнейшего использования
Вы знаете о вреде экологии полиэтиленовых пакетов?
12 человек знают о вреде полиэтиленовых пакетов, но им всё равно
2 человека совсем не знают о вреде пакетов
11 человек знают о вреде полиэтиленовых пакетов и мало ими пользуются
Вы готовы отказаться от использования пакетов?
19 человек не готовы отказаться от использования пакетов
Только 6 человек смогли бы обойтись без полиэтиленовых пакетов
Что используют ваши родители, братья, сёстры для переноса продуктов и вещей?
23 человека ответили, что их родственники переносят вещи в полиэтиленовых пакетах
2 человека сказали, что их родственники пользуются тряпочными сумками
Мы подсчитали, что в среднем на покупку полиэтиленовых пакетов у школьников уходит 173 рубля в год.
Вывод: Мы видим, что ученики и их родители еще не готовы к отказу от использования полиэтиленовыми пакетами, а это значит, что необходимо проводить работу по пропаганде отказа от их использования. Тем более что на покупку пакетов тратятся не малые деньги.
После проведения опроса мы решили разработать изделия альтернативные полиэтиленовым пакетам.
Перед нами встала задача изготовить сумку или авоську из доступного, прочного и не наносящего вреда природе материала.

Определение требований к изделию

Варианты:


1. Лимон 2. Кот 3. Смайлик

4. Арбуз 5. Клубника
Оценка идей и выбор лучшей
№ п/п | № идеи | оценка |
Критерии оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Соответствие назначению | + | + | + | + | + |
2 | Оригинальность конструкции | + | + | + | + | + |
3 | Наличие материала | + | + | + | - | - |
4 | Простота в изготовлении | + | - | - | - | - |
5 | Владение знаниями и умениями, необходимыми для изготовления | + | - | + | + | + |
6 | Инструменты и оборудование | + | + | + | + | + |
7 | Экономичность (вторичное использование материала) | + | + | + | + | + |
Итого:
Идея №1 получила 0(-); 7 (+)
Идея №2 получила 2 (-); 5 (+)
Идея №3 получила 1(-); 6 (+)
Идея №4 получила 2(-); 5 (+)
Идея №5 получила 2(-); 5 (+)
Вывод: по результатам анализа наибольшее количество (+) получила идея №1 Лимон.
Планирование


Себестоимость
Ткань для нашей сумки, резинку, нитки мы отыскали дома. Купили только зажим за 2 рубля. Наша сумка получилась практически бесплатной, тем самым
мы сэкономили семейный бюджет.
Оценка проделанной работы
Наша сумка получилась такой, как мы хотели. Её приятно взять в руки. Авоська оригинальна и красива, служить она может очень долго. Мы довольны своей работой, цели добились.
Заключение
Обидно, что многие люди не задумываются о своем будущем.
Сейчас каждый из нас может уменьшить горы мусора, используя многоразовые «авоськи», сумки, рюкзаки, и рассказывать о полиэтиленовой проблеме своим знакомым и друзьям!
