У р о к № 1. Нахождение целого по его части
Основная дидактическая цель урока: ввести правило нахождения целого по его части, показать его применение при решении задач, воспитывать интерес к предмету.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
1. Найдите сумму чисел 390 и 320. (710.)
2. Найдите разность чисел 580 и 410. (170.)
3. Найдите произведение чисел 32 и 6. (192.)
4. Загадали число. Его увеличили на 220 и получили 490. Какое число было загадано? (270.)
5. Загадали число. Его уменьшили на 130 и получили 580. Какое число было загадано? (450.)
6. На сколько разность между 560 и 230 меньше, чем их сумма? (460.)
7. Во сколько раз 600 больше 200? (3.)
8. Длина коридора 30 м, ширина его 5 м. Найдите его площадь. (150 м2.)
III. Работа по теме урока
Обыкновенная дробь – это частное от деления натуральных чисел.
m : n =
,
m – это числитель дроби, делимое;
n – это знаменатель дроби, делитель.
– Знаменатель дроби показывает… (На сколько равных частей разделили целое.)
– Числитель дроби показывает… (Сколько таких частей взяли.)
– Рассмотрим две задачи и постараемся ответить на вопросы.
Задача1. В куске 16 м клеёнки.
клеёнки отрезали. Сколько метров клеёнки отрезали?
Задача 2. Отрезали 16 м клеёнки, что составляет
часть всего куска. Сколько метров клеёнки в куске?
– Чем похожи задачи? (В задачах одинаковые числовые данные.)
– Какая величина принята за целое в каждой задаче? (Метры клеёнки в куске.)
– Что в каждой задаче требуется найти? (В первой – часть отрезанной клеёнки, т. е часть от целого, во второй – целое по его части.)
– Какую задачу вы уже можете решить? (Первую.)
Сегодня мы с вами научимся находить целое по его части.
IV. Работа по учебнику
1. С. 87 (работа по тексту учебника).
2. С. 87, № 5.549.
– Что известно?
– Сколько израсходовано литров бензина всего?
– Что надо найти?
– Как найти число по его дроби?
– Запишите решение.
30 :
= 42 (л)
Ответ: 42 л вмещает бензобак.
3. С. 87, № 5.552.
Первый день –
Второй день –
пути, пройденного в первый день.
Третий день – остальные 66 км.
1)
(км) – во второй день.
2)
(км) – в третий день.
3) 66 :
= 174 (км) – весь путь.
V. Повторение изученного материала
1. С. 88, № 5.556 (самостоятельно).
– Выполните деление и сравните.
2. С. 88, № 5.559 (самостоятельно).
3. С. 88, № 5.561 (работа в паре).
(833 000, 2 019 000.)
VI. Работа в рабочей тетради
С. 22, № 1.
– Что нужно найти? (Число.)
– Что известно? (Его дробь.)
VII. Рефлексия
– Как найти число по его дроби?
Домашнее задание
С. 88, № 5.562, 5.564; с. 89, № 5.569.