У р о к № 1. Шкалы и координатная прямая
Основная дидактическая цель урока: сформировать понятия «шкала», «деление шкалы»; научить определять на шкале единичный отрезок.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный опрос
– Дайте определение отрезка.
– Дайте определения луча.
– Дайте определение угла.
III. Работа по теме урока
– С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? (Длины отрезков измеряют линейкой.)
На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. Расстояние между мелкими рисками равно 1 мм, а между крупными – 1 см. Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках.
– Какие приборы имеют шкалы? (Термометр, весы, циферблат на часах, спидометр.)
Каждое деление термометра в нашем кабинете соответствует одному градусу Цельсия.
– Какую температуру он показывает?
– Рассмотрите рисунок.
– Определите, какова цена деления на каждой шкале рисунка.
IV. Работа по учебнику
1. С. 27–28 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
– Какие понятия связаны с координатной прямой?
– Расскажите, как построить координатную прямую.
(На доске координатная прямая с отмеченными на ней точками A, B, C, D, M, K.)
– Покажите начало координатной прямой.
– Покажите единичный отрезок.
– Прочитайте: А(1), В(2), С(3).
– Запишите координаты точек D, М, К.
2. С. 28, № 1.126; с. 29, № 1.127 (устно).
3. С. 29, № 1.129 (работа в паре).
– Прочитайте задание.
– Сколько делений между числами 20 и 40?
– Чему равно одно деление?
– Запишите координаты точек.
V. Работа над задачей
С. 31, № 1.151.
– Прочитайте задачу.
– Сколько машин перевозило овощи?
– По сколько овощей перевозила первая машина за один рейс?
– Что сказано про вторую машину?
– Что известно про третью?
(В ходе анализа данных составляется краткая запись условия.)
– Что необходимо знать, чтобы выяснить, сколько овощей перевезла каждая машина?
– Можем ли мы найти грузоподъёмность второй машины?
– Как узнать грузоподъёмность второй машины?
– Можем ли узнать, сколько овощей перевезли три машины за один рейс?
– Сколько таких поездок было?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
1) 5 - 1 = 4 (т) – грузоподъёмность второй машины.
2) (5 + 4) : 3 = 3 (т) – грузоподъёмность третьей машины.
3) 5 + 4 + 3 = 12 (т) – грузоподъёмность трёх машин.
4) 12 ・ 6 = 72 (т) – перевезли всего овощей.
(Полезно рассмотреть и второй способ решения.)
– Подумайте, как бы вы решали эту задачу, если бы машины сделали разное количество рейсов.
– Решите другим способом.
– Какое решение вам понравилось больше? Почему?
VI. Работа над комбинаторной задачей
С. 31, № 1.150.
– Прочитайте задачу.
– Что вы можете о ней сказать?
– Сколько человек в правлении ТСЖ?
– Рассмотрим вариант, когда председатель не может быть секретарём.
– Сколько вариантов выбора председателя существует? (6.)
– Сколько существует вариантов выбора секретаря для выбранного председателя? (5.)
– Сколькими способами можно выбрать председателя и секретаря? (5 ・ 6 = 30.)
– Как вы думаете, изменится ли решение задачи, если секретарь может быть председателем?
– Сколько способов выбора существует при этом условии? (36.)
VII. Работа в рабочей тетради
С. 13, № 2.
VIII. Рефлексия
– С какими новыми математическими терминами вы познакомились? (Штрихи, деления, шкалы.)
Домашнее задание
С. 31, № 1.155, 1.157; с. 32, № 1.161.