СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 1 "Шкалы и координатная прямая" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка первого урока по теме "Шкалы и координатная прямая".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 1 "Шкалы и координатная прямая" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 1. Шкалы и координатная прямая


Основная дидактическая цель урока: сформировать понятия «шкала», «деление шкалы»; научить определять на шкале единичный отрезок.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный опрос

– Дайте определение отрезка.

– Дайте определения луча.

– Дайте определение угла.

III. Работа по теме урока

– С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? (Длины отрезков измеряют линейкой.)

На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. Расстояние между мелкими рисками равно 1 мм, а между крупными – 1 см. Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках.

– Какие приборы имеют шкалы? (Термометр, весы, циферблат на часах, спидометр.)

Каждое деление термометра в нашем кабинете соответствует одному градусу Цельсия.

– Какую температуру он показывает?

– Рассмотрите рисунок.

– Определите, какова цена деления на каждой шкале рисунка.

IV. Работа по учебнику

1. С. 27–28 (работа по статье учебника).

– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

– Какие понятия связаны с координатной прямой?

– Расскажите, как построить координатную прямую.

(На доске координатная прямая с отмеченными на ней точками A, B, C, D, M, K.)

– Покажите начало координатной прямой.

– Покажите единичный отрезок.

– Прочитайте: А(1), В(2), С(3).

– Запишите координаты точек D, М, К.

2. С. 28, № 1.126; с. 29, № 1.127 (устно).

3. С. 29, № 1.129 (работа в паре).

– Прочитайте задание.

– Сколько делений между числами 20 и 40?

– Чему равно одно деление?

– Запишите координаты точек.

V. Работа над задачей

С. 31, № 1.151.

– Прочитайте задачу.

– Сколько машин перевозило овощи?

– По сколько овощей перевозила первая машина за один рейс?

– Что сказано про вторую машину?

– Что известно про третью?

(В ходе анализа данных составляется краткая запись условия.)

– Что необходимо знать, чтобы выяснить, сколько овощей перевезла каждая машина?

– Можем ли мы найти грузоподъёмность второй машины?

– Как узнать грузоподъёмность второй машины?

– Можем ли узнать, сколько овощей перевезли три машины за один рейс?

– Сколько таких поездок было?

– Составьте план решения задачи.

– Решите задачу.

1) 5 - 1 = 4 (т) – грузоподъёмность второй машины.

2) (5 + 4) : 3 = 3 (т) – грузоподъёмность третьей машины.

3) 5 + 4 + 3 = 12 (т) – грузоподъёмность трёх машин.

4) 12 ・ 6 = 72 (т) – перевезли всего овощей.

(Полезно рассмотреть и второй способ решения.)

– Подумайте, как бы вы решали эту задачу, если бы машины сделали разное количество рейсов.

– Решите другим способом.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

VI. Работа над комбинаторной задачей

С. 31, № 1.150.

– Прочитайте задачу.

– Что вы можете о ней сказать?

– Сколько человек в правлении ТСЖ?

– Рассмотрим вариант, когда председатель не может быть секретарём.

– Сколько вариантов выбора председателя существует? (6.)

– Сколько существует вариантов выбора секретаря для выбранного председателя? (5.)

– Сколькими способами можно выбрать председателя и секретаря? (5 6 = 30.)

– Как вы думаете, изменится ли решение задачи, если секретарь может быть председателем?

– Сколько способов выбора существует при этом условии? (36.)

VII. Работа в рабочей тетради

С. 13, № 2.

VIII. Рефлексия

– С какими новыми математическими терминами вы познакомились? (Штрихи, деления, шкалы.)

Домашнее задание

С. 31, № 1.155, 1.157; с. 32, № 1.161.