У р о к № 2. Шкалы и координатная прямая
Основная дидактическая цель урока: учить пользоваться различными шкалами, определять и записывать координаты точек, находить место точки на координатном луче по данной координате.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устно
1. 5 5 5 5 = 30
Ответ: (5 : 5 + 5) ・ 5 = 30.
5 5 5 5 = 55
Ответ: 5 ・ (5 + 5) + 5 = 55.
5 5 5 5 = 120
Ответ: 5 ・ 5 ・ 5 - 5 = 120.
2. Если утверждение верно, то хлопаем в ладоши, если нет – поднимаем руки вверх.
1) Две точки можно соединить двумя отрезками.
2) В одном сантиметре 10 дециметров.
3) Прямая не имеет концов.
4) Точка разбивает прямую на два луча.
5)
Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.
6) В одной тонне 100 кг.
3. С. 30, № 1.145.
Ответ:
20 → 100 → 40 → 5 → 30 → 90
25 → 100 → 5 → 45 → 30 → 5
70 → 100 → 20 → 0 → 0
90 → 20 → 100 → 4 → 30
III. Работа по теме урока
1. С. 29, № 1.135.
– Прочитайте задание.
– Постройте отрезок.
– Чему на нём равен единичный отрезок?
2. С. 29, № 1.136.
– Чему равен единичный отрезок?
– Где нужно отмечать числа на координатной прямой? (Под отрезком.)
3. С. 30, № 1.140.
– Отметим точки на координатной прямой.
– Отметим точку, которая удалена от точки K на 3 единичных отрезка.
– Отметим точку, которая удалена от точки K на 7 единичных отрезков.
– Запишите координаты точек. (А1(6), А(12), В1(2), В(16).)
IV. Повторение изученного материала
С. 31, № 1.148.
– Прочитайте задание.
– Сколько прямых надо провести через точку А?
– Назовите, полученные лучи. (АL, AC, AP, AN, AK, AD, AQ, AM, CA, PA, NA, KA, DA, QA, MA.)
– На сколько частей эти прямые делят плоскость? (На 8.)
V. Работа над задачей
С. 31, № 1.152.
– Прочитайте задачу. Сколько 3D-принтеров обслуживает первый техник?
– Какова его выработка в час на каждом 3D-принтере?
– Можем ли мы узнать, сколько деталей изготавливал в час первый техник?
– Как узнать выработку в час второго техника на двух 3D-принтерах?
– Как узнать выработку в час двух техников вместе?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
1) 3 ・ 7 = 21 (дет.) – первый техник в час.
2) 21 ・ 6 = 126 (дет.) – первый техник за 6 ч работы.
3) 2 ・ 9 = 18 (дет.) – второй техник в час.
4) 18 ・ 6 = 108 (дет.) – второй техник за 6 ч работы.
5) 126 + 108 = 234 (дет.) – оба техника за 6 ч работы.
6) 126 - 108 = 18 (дет.) – на столько больше изготовил первый техник.
(При наличии времени на уроке можно рассмотреть второй способ решения задачи.)
– Сравните решения задачи.
– Какое решение вам понравилось больше? Почему?
VI. Выполнение заданий
С. 31, № 1.154 (работа в паре с последующей проверкой).
(459, 548, 87, 94, 1500, 1100.)
VII. Работа в рабочей тетради
С. 14, № 4, 5, 6.
VIII. Рефлексия
– Что такое координатная прямая?
– О чём нужно помнить при построении координатной прямой?
Домашнее задание
С. 31, № 1.156, 1.158, 1.160.
Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырёхугольник и пятиугольник.