У р о к № 1. Сложение и вычитание смешанных чисел
Основная дидактическая цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание смешанных чисел производится на основе свойств сложения и вычитания.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
(Работа по карточкам.)
В а р и а н т 1 В а р и а н т 2
1) 34 + 18 = 52 1) 27 + 18 = 45
2) 42 - 17 = 25 2) 47 - 19 = 28
3) 326 + 14 = 340 3) 232 + 18 = 250
4) 400 - 12 = 388 4) 300 - 15 = 285
5) 127 + 5 = 132 5) 124 + 8 = 132
6) 25 ∙ 4 = 100 6) 20 ∙ 5 = 100
7) 900 : 9 = 100 7) 5000 : 5 = 1000
8) 29 ∙ 6 = 174 8) 37 ∙ 4 = 148
9) 1600 : 40 = 40 9) 900 : 30 = 30
10) 40 + 60 ∙ 3 = 220 10) 30 + 70 ∙ 4 = 310
11) 59 : 1 + 3 ∙ 0 = 59 11) 45 ∙ 1 + 0 : 4 = 45
III. Работа по теме урока
1. Сложение смешанных чисел, когда в дробной части получается правильная дробь.
Примеры:
2. Сложение смешанных чисел, когда в дробной части получается неправильная дробь.
Примеры:
3. Вычитание смешанных чисел в случае, когда дробная часть уменьшаемого больше дробной части вычитаемого.
Пример: 13
4. Вычитание смешанных чисел в случае, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Пример: 5
5. Вычитание дроби из натурального числа.
Пример: 7 −
– Выполните сложение.
6
IV. Работа по учебнику
С. 48–49 (работа по статье учебника).
– Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
– Как выполняется сложение и вычитание смешанных чисел?
– Что является основой для выполнения сложения и вычитания смешанных чисел?
– Как выполняется вычитание, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?
– Найдите такие выражения. (Решение с объяснением.)
– Как поступить, если при сложении смешанных чисел в дробной части получается неправильная дробь?
– Найдите такие выражения.
(Решение с объяснением.)
– Как вычесть дробь из натурального числа?
– Придумайте свои примеры.
(Решение нескольких примеров с объяснением.)
– Решите оставшиеся примеры.
– На чем же основано сложение и вычитание смешанных чисел?
V. Выполнение заданий
1. С. 49, № 5.278 (устно).
2. С. 49, № 5.279.
3. С. 49, № 5.281.
4. С. 49, № 5.276.
– Решите задачу.
– Прочитайте ответ. (Дети собрали 11
кг малины.)
5. С. 49, № 5.277.
– Что сказано про высоту рябины?
– Что сказано про высоту ели?
– Решите задачу.
– Прочитайте ответ. (Высота рябины 2
м.)
VI. Выполнение заданий
С. 51, № 5.293 (работа в паре).
VII. Работа в рабочей тетради
С. 14, № 1.
– Вычислите.
VIII. Самостоятельная работа
В а р и а н т 1
1. Запишите смешанные числа, у которых:
1) целая часть 2, а дробная часть
2) дробная часть
а целая – 12.
2. Выделите целую часть из неправильной дроби.
В а р и а н т 2
1. Запишите смешанные числа, у которых:
1) дробная часть
а целая часть 15;
2) целая часть 8, а дробная часть
2. Выделите целую часть из неправильной дроби.
IX. Рефлексия
– Что для вас было трудным на уроке?
Домашнее задание
С. 52, № 5.300, 5.302, 5.308.