СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 1 "Цифры и числа" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка первого урока по теме "Цифры и числа".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 1 "Цифры и числа" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 1. Цифры и числа

Основная дидактическая цель урока: систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

– У меня для вас вот такое задание. Прочитайте числа:

385 458 197 389

– Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими числами?

Правильно, их можно записать в порядке убывания и возрастания, можно выполнить сложение и вычитание, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Вы очень хорошо справились с заданием, и теперь мы продолжим наш урок.

– Разделимся на две команды. Нужно выполнить это задание на скорость.

64 : 16 48 : 8

+ 51 + 16

: 11 : 11

・ 9 ・10

+ 14 + 50

59 70

II. Работа по теме урока

Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число.

От количества знаков (цифр) в числе зависит его название. Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число – 1, наибольшее – 9.

Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число – 10, наибольшее – 99.

Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными.

– Как вы думаете, какое наименьшее трёхзначное число? (100)

– А наибольшее? (999)

– Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию.

Разряд

Разряд – это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.

Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.

Разряды отсчитываются с конца числа.

5 5 5



Сотни десятки единицы

Разряд единиц – это самый младший разряд, которым заканчивается любое число. Цифра 5 обозначает 5 единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).

Разряд десятков – это разряд, который стоит перед разрядом единиц. Цифра 5 обозначает 5 десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).

Разряд сотен – это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра 5 обозначает 5 сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).

Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра 0 (ноль).

Пример. В числе 807 содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц – такая запись называется разрядным составом числа.

807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц

Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.

Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.

Классы и разряды

В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.

Класс единиц, или первый класс, – это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.

Класс тысяч, или второй класс, – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Класс миллионов, или третий класс, – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.

Числа


Класс миллионов

(третий класс)

Класс тысяч

(второй класс)

Класс единиц

(первый класс)

сот-

ни

мил-

лио-

нов

де-

сятки

мил-

лио-

нов

еди-

ницы

мил-

лио-

нов

сот-

ни

ты-

сяч


де-

сят-

ки

ты-

сяч

еди-

ни-

цы

ты-

сяч

сот-

ни


де-

сят-

ки

еди-

ни-

цы


8 345 216

8

3

4

5

2

1

6

93 785 342

9

3

7

8

5

3

4

2

134 590 720

1

3

4

5

9

0

7

2

0


– Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число? (Надо назвать по очереди слева направо число единиц каждого класса и добавить название класса)

– Например, число 134 590 720 читаем так: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.

– Откройте учебник на с. 12.

– Обратите внимание на запись числа 27 000 297 367. Посмотрите внимательно, на какие классы разбивают данное число.

III. Выполнение заданий

1. С. 13, № 1.14 (устно).

– Назовите разряд, в котором стоит цифра 7 в данных числах.

– Назовите разряд, в котором стоит цифра 0 в числах.

2. С. 13, № 1.18 (устно).

– Давайте прочитаем числа.

– Перечислите класс в каждом из чисел.

– Подумайте, будут ли среди записанных чисел пятизначные.

3. С. 13, № 1.15.

– Что нужно выполнить в задании? (Записать цифрами и прочитать числа.)

– Что нужно записать, если в записи числа отсутствует разряд? (0.)

(507, 960, 2341, 5632, 2870, 8007.)

4. С. 14, № 1.31 (работа в паре).

(44 957, 6 042 601, 709 320, 2905.)

IV. Работа в рабочей тетради

С. 4, № 4.

V. Рефлексия

– Как называются числа, с которыми мы работали? (Натуральные.)

– Что вы запомнили? Расскажите.

– Что вызвало у вас затруднение?

Домашнее задание

С. 14, № 1.35; с. 15, № 1.36, 1.40.