У р о к № 1. Цифры и числа
Основная дидактическая цель урока: систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
– У меня для вас вот такое задание. Прочитайте числа:
385 458 197 389
– Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими числами?
Правильно, их можно записать в порядке убывания и возрастания, можно выполнить сложение и вычитание, записать числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Вы очень хорошо справились с заданием, и теперь мы продолжим наш урок.
– Разделимся на две команды. Нужно выполнить это задание на скорость.
64 : 16 48 : 8
+ 51 + 16
: 11 : 11
・ 9 ・10
+ 14 + 50
59 70
II. Работа по теме урока
Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число.
От количества знаков (цифр) в числе зависит его название. Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число – 1, наибольшее – 9.
Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число – 10, наибольшее – 99.
Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными.
– Как вы думаете, какое наименьшее трёхзначное число? (100)
– А наибольшее? (999)
– Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию.
Разряд
Разряд – это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.
Разряды отсчитываются с конца числа.
5 5 5
Сотни десятки единицы
Разряд единиц – это самый младший разряд, которым заканчивается любое число. Цифра 5 обозначает 5 единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).
Разряд десятков – это разряд, который стоит перед разрядом единиц. Цифра 5 обозначает 5 десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).
Разряд сотен – это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра 5 обозначает 5 сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).
Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра 0 (ноль).
Пример. В числе 807 содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц – такая запись называется разрядным составом числа.
807 = 8 сотен 0 десятков 7 единиц
Каждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.
Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.
Классы и разряды
В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.
Класс единиц, или первый класс, – это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.
Класс тысяч, или второй класс, – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.
Класс миллионов, или третий класс, – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.
Числа | Класс миллионов (третий класс) | Класс тысяч (второй класс) | Класс единиц (первый класс) |
сот- ни мил- лио- нов | де- сятки мил- лио- нов | еди- ницы мил- лио- нов | сот- ни ты- сяч | де- сят- ки ты- сяч | еди- ни- цы ты- сяч | сот- ни | де- сят- ки | еди- ни- цы |
8 345 216 | – | – | 8 | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 | 6 |
93 785 342 | – | 9 | 3 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 2 |
134 590 720 | 1 | 3 | 4 | 5 | 9 | 0 | 7 | 2 | 0 |
– Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число? (Надо назвать по очереди слева направо число единиц каждого класса и добавить название класса)
– Например, число 134 590 720 читаем так: сто тридцать четыре миллиона пятьсот девяносто тысяч семьсот двадцать.
– Откройте учебник на с. 12.
– Обратите внимание на запись числа 27 000 297 367. Посмотрите внимательно, на какие классы разбивают данное число.
III. Выполнение заданий
1. С. 13, № 1.14 (устно).
– Назовите разряд, в котором стоит цифра 7 в данных числах.
– Назовите разряд, в котором стоит цифра 0 в числах.
2. С. 13, № 1.18 (устно).
– Давайте прочитаем числа.
– Перечислите класс в каждом из чисел.
– Подумайте, будут ли среди записанных чисел пятизначные.
3. С. 13, № 1.15.
– Что нужно выполнить в задании? (Записать цифрами и прочитать числа.)
– Что нужно записать, если в записи числа отсутствует разряд? (0.)
(507, 960, 2341, 5632, 2870, 8007.)
4. С. 14, № 1.31 (работа в паре).
(44 957, 6 042 601, 709 320, 2905.)
IV. Работа в рабочей тетради
С. 4, № 4.
V. Рефлексия
– Как называются числа, с которыми мы работали? (Натуральные.)
– Что вы запомнили? Расскажите.
– Что вызвало у вас затруднение?
Домашнее задание
С. 14, № 1.35; с. 15, № 1.36, 1.40.