Подготовила: Исянбаева З.Р.
Урок ориентирован на учащихся 9-10 класса.
Составлен по учебнику Угриновича Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2011. Журнал «Информатика. Всё для учителя!», ООО «ИГ «Основа»», 2014-2015 г.г.
- формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы в групповой работе;
- развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
- навык о переводе чисел из одной системы счисления в другую с применением приложения Калькулятор;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- закрепить умение перевода чисел из одной системы счисления в другую по заданному алгоритму;
- иметь представление о переводе чисел из одной системы счисления в другую с помощью дополнительных программ;
- развитие ИКТ– компетенции.
– формирование представления об основных изучаемых понятиях: система счисления, о записи чисел в различных системах счисления;
– формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
– развитие умений использования компьютерных устройств.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу», «могу». | Включение в деловой ритм. Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей (прошу всех взяться за руки и пожелать удачи на уроке и т.д.) Слайд 1 | Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: готовность мышления к восприятию нового | Выявляет уровень знаний учащихся. Определяет типичные недостатки. 1. Что такое система счисления? 2. Какие виды систем счисления вы знаете? 3. Какие системы счисления называются позиционными? 4. Приведите примеры позиционных систем счисления? 5. Какие системы счисления называются непозиционными? 6. Приведите примеры непозиционных систем счисления? Как обозначаются цифры 50, 100, 500, 1000 и т.д. 7. Приведите примеры использования человеком в обычной жизни различных систем счисления, кроме десятичной? Сегодня мы на уроке поработаем в группах. У каждой группы есть свой опорный конспект, который вы должны будете заполнять в течение урока и по окончании подсчитав баллы получить оценки. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Система счисления – это совокупность правил для обозначения и наименования чисел. Различают два типа систем: позиционные и непозиционные. Количественное значение символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения в записи числа. Цифровые: десятичная: 0,1,2, …,9; двоичная: 0,1; восьмеричная: 0,1,2,…,7. Количественное значение символов, используемых для записи чисел, не зависит от их положения в записи числа. Римская, Египетская, Древнегреческая, Славянская. Римская система счисления используется для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах. | Репродуктивные методы: самостоятельность, внимание‚ анализ, активность, системность, точность речи, аргументированность; коммуникативность: сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Дорогие ребята - 2015 год в РФ и РБ – это год..? Молодцы! Слайд 2. В связи с этим читаю шуточное стихотворение А.Н. Старикова «Необыкновенная девочка». Слайд 3. Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | | Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. | | | Может ли такое быть и почему? (Задание оценивается 8-ю баллами) Привести задачу в соответствие. Слайд 4. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Учащиеся отвечают на вопросы. - Год литературы | Регулятивные -целеполагание, коммуникативные - постановка вопроса, познавательные -формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации. Цель: выявление причины затруднения. Поиск способов их решения. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? -А как мы переводили числа из 10 с.с. Какая программа используется для вычисления каких либо данных? - Что мы будем делать на уроке и чему мы должны научиться? Записываем число и тему урока в тетради. Для того чтобы составить алгоритм перевода чисел, необходимо вспомнить правило на стр. 91 в учебнике. Каждое задание делается у доски учащимися и проверяется. 1. Решение задач: Задание 1. В корзине лежат 110100 зелёных яблока и 100001 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине? (задание оценивается 3-мя баллами) Слайд 6. Ребята у вас получилось 85 яблок в корзине. Вам эта цифра не о чем не говорит? Слайд 7. Задание 2. Верны ли тождества. (задание оценивается 3-мя баллами) Докажите, что: 11112 10 верно или неверно Задание 3. Решение неравенств. (задание оценивается 3-мя баллами) Поставьте вместо знака ? знак , или =. 7510 ? 4В16 Творческое задание. Русская поговорка. (задание оценивается 10-ю баллами) Слайд 8-9. Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.  | Составляют план достижения цели, определяют средства выхода из проблемной ситуации. - Используется 2 с.с., нужно задачу привести в наши числа т.е. перевести. - О переводе чисел. Тема: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» . Слайд 5 Учащиеся вспоминают и читают правило и проговаривают алгоритм последовательности действий, которые фиксируются на доске и в тетради. ОТВЕТЫ: 1101002=5210 1000012 = 3310 5210 + 3310 = 8510 Ответ: 8510 яблок в корзине. 85-лет Хайбуллинскому району 11112 10 верно 7510 = 4В16 Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ | Репродуктивные - внимание, самостоятельность. Логическое решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физминутка. Цель: здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье. | Организация физминутки. Упражнения для снятия утомляемости глаз и кистей рук. Глазки, руки вверх поднимем мы – улыбнемся. Глазки, руки вниз опустим мы – улыбнемся. Глазки влево повернем – улыбнемся. Глазки вправо повернем - И работать мы начнем. Слайд 10. | Выполнение упражнений. | Коммуникативные -сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные - какое значение имеет для меня физминутка. |
6. Самостоятельная работа в парах, индивидуальная работа с самопроверкой по эталону. Цель: применить знания на практике, создать ситуацию успеха, учить работать в парах и индивидуально. | Организует деятельность по применению новых знаний. Прошу по группам сесть за компьютеры. Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид - Программист). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления: ·Hex ·Dec ·Oct ·Bin    Двоичная система счисления
Десятичная система счисления
Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления. Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления. Задание 1. Задание оценивается в 3 балла Переведите числа из десятичного в двоичный код. 15410, 198010, 141210. Задание 2. Задание оценивается в 3 балла Переведите числа из двоичного код в десятичный. 10000111112, 11010101010102, 11001112 Задание 3. Задание оценивается в 6 баллов. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Итоги практической работы. Молодцы! | Самостоятельная работа. Осуществляют проверку пошагово, сравнивая с эталоном 100110102 111101111002 101100001002 54310 682610 10310 В 1760 году почти все города России были деревянные. Каменных домов было немного: в Туле – 33, в Коломне – 11, в Серпухове – 9, в Рязани – 3, в Костроме – 1. | Самостоятельность, толерантность, рефлексия, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. |
7. Итоги урока, рефлексия. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Теперь обменяйтесь опорными конспектами и подсчитайте баллы За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика, на экран выводится электронный журнал). Оценки выставляются в школьный журнал и в дневник ру. http://schools.dnevnik.ru/journals/journalclassical.aspx?school=52230&view=subject&year=2014&group=2633232&subject=642008&period=412737&subgroup=2642499&teacher=0 Задает вопросы: -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? - Кто из одноклассников Вам понравился на уроке больше всего? | Обучающиеся обмениваются опорными конспектами и подсчитывают баллы друг друга – выставляют оценки. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Информация о домашнем задании Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание –дифференцированное: 1. *Выполните перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. (После перевода, матрешку с пирамидой должны покрасить в цвета) Приложение 2. 2. **Перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Что получится, объяснить. Получится 70 лет. (В этом году 70 лет Победы в Великой Отечественной войне) Приложение 3. 3. ***Творческое задание сочинить стихотворение или задачу используя любую систему счисления | Работа с дневниками | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
| Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы! |
| |