ОРГМОМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: Вопросы для беседы с учащимися: 1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне? (Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.) 2. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны? (Восточные славяне – предки русского народа). После беседы отмечаю, что к концу урока учащиеся должны знать: -территорию расселения восточных славян; -основные занятия восточных славян; -верования; - управление у восточных славян. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: ПЛАН Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань. Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей. Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей. Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.
Демонстрирую изображение летописца Нестора. "В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ." А написал он "Повести временных лет" где со- держатся самые ранние сведения о восточных славянах. Задание учащимся: Используя текст "Повести временных лет" и карту заполнить таблицу "Расселение восточных славян". Названия славянских | Географические ори- | племен | ентиры поселения | Поляне | р.Днепр | Дреговичи | Между реками При- | | пять и Двина | Полочане | р.Полота, впадающая | | в реку Двина | Славяне | Оз.Ильмень | Северяне | Р.Десна, р.Сейм и Сула | Радимичи | Р. Сож | Вятичи | Р. Ока | 2. Задание учащимся: По второму пункту учебника составить схему: "Занятия славян" .ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН Земледелие Бортничество Охота Рыболовство Скотоводство Ремесло Лесная зона Подсечно-огневая система Степная и лесо степная зоны Переложная система Задание учащимся: Заполните таблицу "Хо-зяйство древних славян" Присваивающее | Производящее | Охота | Земледелие | Рыболовство | Скотоводство | Бортничество | Ремесло | Занимаясь земледелием землю обрабатывали сохой, оставлявшей в земле частые борозды. Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб серпами. Использую демонстрационный материал. Демонстрирую вещественные источники. Вопрос учащимся: О каких занятиях свидетельствуют данные источники? (Охота и ремесла) Физкультминутка. Исходное положение – стоя руки на поясе. 1.Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. Повторить 6 раз Исходное положение – стоя руки на поясе. 2.Взмахом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо. Повторить 6 раз. 3. “Утро, пробуждается природа. Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, высокий и красивый, - Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные, как ивы, Дети, словно крепкие дубки.” Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки. При объяснении материала использую картину “Славянский поселок” Это были храбрые воины. Задание учащимся: Работа с документом №3 4. Славяне были язычниками. Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества. Ярило – бог Солнца Перун – бог грома и молнии Стрибог – бог ветра Волос – покровитель скотоводства Мокош – божество плодородия Верили в домовых, русалок, леших, водяных Провожу словарную работу. Идол – статуя языческого бога Волхвы – люди, умеющие общаться с богами 5. Соседская община сменила родовую. Словарная работа: Вервь – соседская община Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом 5 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян” ВЕЧЕ С Т А Р Е Й Ш И Н Ы Словарная работа: Вече – народное собрание Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Письменная работа для учащихся: Продолжите предложения…. 1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне) 2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство ) 3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп) 4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками) 5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы) 6. Высшим органом власти у славян было…(Вече) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке” РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к уроку. Красный квадратик – Вам трудно, но интересно. Желтый квадратик – Вам легко и интересно. Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно. |