ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф, развития речи, памяти, логического мышления
Планируемые результаты (предметные): Выделяют звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой. Различают парные по звонкости-глухости согласные звуки [в] – [ф] и [в’] – [ф’] в словах. Читают стихотворные тексты, выполняют задания к стихотворным текстам; озаглавливают тексты
Личностные результаты: Проявляют интерес к изучению нового
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах; логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: выразительно читают стихотворения, проявляют эмоции
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём и работать все начнем.
– Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Микрофон».
- Из чего состоит наша речь?
- Какие звуки бывают?
- Какие звуки называют согласными? Гласными?
- Какие бывают согласные звуки?
- Какие бывают гласные звуки?
- Что можете сказать о буквах е, ё, ю, я?
- Как пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных?
2) Речевая разминка.
- Как фыркает ежик?
III. Постановка учебной задачи.
1) Игра «Кто внимательный?»
- Найдите одинаковый звук в словах: фонарь, фотография, фирма, флажок, телефон, асфальт, аэрофлот, фотограф, филин?
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Правильно, мы познакомимся со звуками [ф] и [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова с новой буквой.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 71)
- Что изображено на картинке?
- Как можно сказать о шарфе, если он маленький? Выполните слого-звуковой анализ слов шарф и шарфик, используя схемы.
- Дайте характеристику звукам [ф] и [ф’] и поделитесь своими открытиями (с опорой на «Ленту букв»).
Вывод:
- Звук [ф] – согласный, глухой, твердый. Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
2) Физкультминутка. Игра «Твердый-мягкий».
Если услышите в слове мягкий звук, встают девочки, а если твердый – мальчики:
Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон.
3) Знакомство с буквой Фф.
- На что похожа буква (эф) Ф? (Высказывают свои предположения).
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
4) Печатание буквы Фф.
- Напечатайте буквы Фф в тетради по образцу.
5) Упражнение на узнавание буквы. Работа в парах.
- На карточках новая буква спряталась среди других букв. Ваша задача: найти её, зачеркнуть и посчитать.
УВФМИПТРФИ
СКВОДЖФПТР
СЛАФЬБЖЭХЦ
ФСТУКЕНФПБ
- Сколько раз она встретилась? (6 раз)
6) Чтение слогов и слов с изученной буквой (учебник, с. 71).
- Прочитайте слоги и слова.
- Какие звуки обозначены буквой ф? Охарактеризуйте их. (Согласные, глухие, бывают твердые и мягкие).
7) Чтение стихотворения А. С. Пушкина (учебник, с. 71)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Как вы понимаете фразу: «Все флаги в гости будут к нам»? (Так говорят, когда ожидается приезд гостей из различных зарубежных стран).
8) Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше
V. Закрепление знаний и способов действий.
1) Чтение слогов-слияний (учебник, с. 72)
- Прочитайте слоги-слияния.
- Сопоставьте попарно слоги с буквами ф и в. Что вы заметили?
- Звуки [ф] и [ф’] являются глухими, парными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’].
2) Игра «Звонкий-глухой»
-Если в слове есть звуки [ф] и [ф’], то хлопаем, если нет – не хлопаем:
Ворона, Федя, свет, филин, фабрика, ветер, вагон, ветка, ферма, варежка, форма.
3) Чтение стихотворения В. Берестова (учебник, с. 72)
- Прочитайте стихотворение. Как можно его озаглавить? («Фокусник»)
- Как можно фокусника назвать по-другому? (Иллюзионист, маг, чародей, волшебник).
- Где можно увидеть фокусника, чем он занимается?
- Рассмотрите рисунок на с.72.
- Во что одет фокусник?
- Объясните значение слова фрак. (Род мужской парадной одежды).
- Что фокусник превратил в букет?
- Кто выскочит из букета?
- Что это: фокус или чудо?
4) Выборочное печатание.
- Напечатайте в тетрадь слова, в которых есть буква ф?
- Проверим. Какие слова вы напечатали в тетрадь? (Фокусник, фрак, факел, фея, фокус)
5) Работа с рассказом Б. Житкова «Светофор» (учебник, с. 73)
- Прочитайте рассказ.
- Что удивило мальчика и его маму?
- Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?
- Для чего нужно соблюдать правила дорожного движения?
VI. Рефлексия.
- У каждого на столе 3 кружочка (красный, желтый и зеленый), как у светофора. Если вам было все понятно на уроке, то покажите зеленый свет – можно идти за знаниями дальше. Если было не все понятно, покажите желтый, если ничего не поняли, покажите красный свет – надо остановиться и подумать, как исправить свои ошибки.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Дайте характеристику звукам [ф], [ф’].
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок!
6