Урок-1
Салдын-Знакомство
Тип урока: вводный
Планируемые результаты (предметные): усваивают правила поведения в школе, находят на карте регионы проживания эвенков, владеют новым лексическим материалом и речевыми конструкциями?
Универсальные учебные действия(метапредметные):
-познавательные: ориентируются в букваре, пользуются условными обозначениями.
регулятивные: соблюдают правила поведения в школе, организовывют своё рабочее место.
коммуникативные: приветсвуютучител на эвенкийском языке, слушают учителя и друг друга, работают в паре.и в группе.
Наглядные пособия: эвенкийские куклы Нэрикэн, Улукиткэн, карта России, плакат
Ход урока
Включение в учебную деятельность
Аялди, кунакар! (Здравствуйте, дети!) Учитель, показывая, на себя произносит фразу: Би алагумни. (Я учительница). Гэрбив … . Сейчас я поздоровалась и представилась вам на эвенкийском языке. Скоро и вы тоже сможете говорить по–эвенкийски. Эвенки – древний народ, они давно приручили оленя и кочуют с ними по просторам тайги, тундры. Кроме оленеводства, эвенки занимаются охотой и рыболовством. Эвенкийский язык очень интересный и богатый. У эвенков уникальная культура. И мы с вами должны постараться все это сохранить.
Скажите, пожалуйста, как называется поселок(село), в котором мы живем? ( Тяня, Оленек, Иенгра, Хатыстыр и т.д.) Как вы думаете это эвенкийское (русское, якутское) название? Почему нашему селу дали такое название? ( Иенгра - по названию речки, которая похожа на рога оленя и т.д.)
Учитель подходит к карте Республики Саха(Якутия) и указкой показывает, где проживают эвенки. Учитель показывает на карте, где находится село, поселок, в котором они живут, и прикрепляет красный кружок. Сейчас мы поиграем игру: «Долчаткалтадукгукэл»(Послушай и скажи)» и узнаем, кто из нас самый внимательный. По просьбе учителя, дети закрывают глаза, кладут головки на парты и слушают тишину. В это время учитель шепотом произносит названия регионов, где проживают эвенки. Затем по команде учителя дети открывают глаза, поднимают головы и повторяют эти слова.
Актуализация знаний
Как вы думаете, что лежит у вас на столе?(Букварь)
Какие цвета выбрал художник для оформления обложки?
Какое настроение у вас появилось?
Кто избражён на обложке? (Ученики, собака и оленёнок)
Почему, вы думаете, что это ученики?( У них портфели)
Что за знаки написаны на обложке?(Буквы)
Кто может назвать эти буквы?
Кто знает, что такое эвэды букварь? Чему будем учиться по букварю?
Как сидеть за партой
-На доске веисит плакат « Правильно сиди при письме».
-Почему важно правильно сидеть за партой?
Основной этап урока
Ознакомление с речевыми фразами:
Ни гэрбис? Би гэрбивНэрикэн
Сегодня к нам на урок пришла гостья и показывает куклу в эвенкийской национальной одежде. Она приехала из тайги и говорит только по-эвенкийски. Хотите узнать ее имя? (Да).
Учитель обращается к кукле с вопросом: Ни гэрбис? и просит детей повторить за ней эту фразу. Учитель отвечает за куклу: Би гэрбивНэрикэн. А теперь Нэрикэн хочет знать, как вас зовут. Учитель поочередно подходит к детям и задает вопрос: Ни гэрбис? Ученик должен ответить: Би гэрбив Коля. Если дети затрудняются, учитель шепотом помогает им.
Таким образом, кукла Нэрикэн знакомится со всеми детьми.
Для закрепления этих фраз проводится игра с мячом.
Учащиеся становятся в круг. Учитель, задавая вопрос: Ни гэрбис?» бросает ученику.мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает: Би гэрбив Саша и бросает мяч учителю.
Ознакомление с речевыми фразами:
Аялди, гиркил! Аядлди, Улукиткэн!
Посмотрите, к нам пришел мальчик. Достает куклу и говорит: Эр Улукиткэн. Далее учитель сообщает, что Улукиткэн, как и Нэрикэн, приехал из тайги. Послушайте, что он хочет сказать. Учитель за куклу говорит фразу: Аялди, гиркил! Ему будет приятно, если мы с ним поздороваемся на эвенкийском языке: Аялди ,Улукиткэн! Дети повторяют за учителем. Учитель дальше говорит: Ребята, Улукиткэну очень понравилось, как вы его на эвенкийском языке приветствовали и ему хочется поближе с вами познакомиться.Учитель с куклой Улукиткэн проходит по рядам и приветствует каждого ученика фразой: Аялди, гирки!» Учащийся отвечает на приветствие фразой: « ДоровоУлукиткэн!» Далее Улукиткэн(учитель) спрашивает имя ученика: « Гэрбис ни?» Ребенок отвечает на вопрос: Гэрбив Света.
Сценка приветствия и знакомства
Далее учитель рекомендует разыграть сцену приветствия и знакомства. Он вызывает к столу двух учеников (лучше мальчика и девочку), просит их поприветствовать друг друга и познакомиться
- Алдигирки!
- Аялди!
- Ни гэрбис?
- Би гэрбив Света.
- Ни гэрбис ?
- Би гэрбив Коля.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что когда вы приветствуете друга (подругу), рассказываете о нем (о ней) вы должны говорить слово гирки.
Закрепление изученных фраз через игру
«Таккэл, ни гунэн?»(Угадай, кто сказал?)
Проверим, хорошо ли вы знаете голоса своих друзей. Учитель вызывает 5-6 детей, одного просит отвернуться. Затем учитель просит ребят «постучаться к нему» и сказать: Дорово, гирки! Нужно угадать, кто поздоровался, и ответить: Дорово, Коля! Если ответ правильный, то водящим становится тот, кого узнали.
Итог урока.
Учитель:
- Сегодня мы узнали много нового и интересного. Какой язык будем на уроках изучать? Почему мы должны знать свой родной язык?
Откуда приехал Улукиткэн? Какой вопрос задают человеку, когда хотят узнать его (ее) имя? Как по-эвенкийски здороваются ? Кто приходил к нам в гости на урок?
Рефлексия.
- Если вы чувствовали себя на уроке комфортно , то покажите зелёный кружочек., если были какие-трудности жёлтый ,если задания для вас были трудными красный кружочек