СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема: Византия- государственное устройство и культура

  1. Цели урока: подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи, и важнейшими достижениями византийского искусства; продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания. Работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой; Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

содержание

I.

Организационный момент.

II.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме.


III.

Переход к изучению новой темы

Итак, изучая историю Древнего мира мы с вами выяснили, что огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства- Восточную империю и Западную. Под ударами варваров в 476 году Западная империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще почти тысячу лет. Сами же византийцы назвали свое государство Ромейской ( Римской) империей, а себя ромеями.

Давайте вспомним, когда и кто перенес столицу римской империи в Константинополь? ( 330 г. Константин)

Определите по карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю? ( Балканский п-в, М. Азия. Египет, Сирия, Палестина, часть Закавказья)

Подводя итог беседы, отметим. Что Византийская империя была единым государством Европы и Бл. Востока, уцелевшим во время переселения народов в V-VI в.в

2.работа с картой

Какие крупные города сохранились на территории Византийской империи (Иерусалим, Александрия, Константинополь)

Какой город был столицей Византии (Константинополь)

  • Где находился Константинополь (на берегу пролива Босфор)

Посмотрев карту, можно сделать вывод о том, что Восточная Римская империя находилась в выгодном географическом положении, она находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, связывающих Европу и страны Востока.

_ Почему же Византия не была завоевана варварами? Почему она оказалась более прочной, чем Западная римская империя?

  1. на востоке Римской империи было слабее развито рабство, чем на западе. ( здесь больше свободных крестьян)---------2. сохранился обмен между городом и деревней---------3. в городах сохранились ремесла и торговля.

3. ( в Византии к XV в. сохранились оживленные города ( карта) Констанинополь, Александрия, Антиохия – с богатым природными ископаемыми, с развитыми ремеслами и торговлей, таких ремесел не знали на западе: производство стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, ювелирных изделий, папируса. Эти города торговали с Араном, Индией, Китаем. Все ранее средневековье Византия оставалась Великой морской державой (обилие морских гаваней, господство над проливами)

4. император мог содержать сильную армию и флот ---------- 5.Византия отбивала нападения внешних врагов.

4. 527-565 г.г – императором Византии был Юстиниан.

Юстиниан был одним из выдающихся правителей Византии. Он получил хорошее образование. Был умным, хитрым и жестким человеком. Для укрепления своей императорской власти он поддерживал христианскую церковь, а церковь его. Служители церкви утверждали, что власть дана ему от Бога. Кроме того. Для выполнения всех его распоряжений и охраны границ государства существовала сильная наемная армия и флот. Сам император лично назначал всех военачальников и чиновников. Для установления порядка на территории своей империи Юстиниан ввел единые законы. Любое неповиновение со стороны подчиненных жестоко каралось.

  1. самостоятельная работа с текстом учебника. прочитать п 4,5 с. 61-63.

Выяснить, какие территории завоевал Юстиниан в период своего правления (территорию северной Африки, юг Италии, юго-западную часть Испании)

Какие народы нападали на территорию Византии в VI-VII в.в ( славяне и персы)

  1. работа с классом.

Составление таблицы « Направления внешней политики Юстиниана».

направление

средство

итог

1. Борьба с набегами славян

Стравливание племен м/у собой, подкуп, жалованье земель

Набеги отражены, но угроза полностью не отражена

2.борьба с вестготами

война

Отвоевание южной Испании

3. Борьба с вандалами

война

Отвоевание северной Африки

4. борьба с остготами

Война

Возвращение Италии

5. Северное Причерноморье


Возвращение южного берега Крыма

6. борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, заключен мирный договор

Однако после смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество и блеск Юстиниановской эпохи.

В середине VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их нападки, а ослабление Византии открыло путь для поселения славян. Одновременно с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Поселение славян на территории Византии ускорило переход от пришедшего в упадок рабовладельческого строя к феодальному.

В VIII –X в.в свободные крестьяне разоряются, их стали называть убогими. В то же время в общинах – богатые люди « сильные» расширяли свои владения за счет обедневших соседей, из них-то м слагался новый класс – феодалов.

Вывод: Так, в IX-XI в.в в Византии возникли феодальные поместья и феодальная эксплуатация крестьян.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития? (Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры. Византия становится наследницей античной культуры. Христианство повлияло на культурное развитие Византии.)

Научные знания Византии.

Математика

Медицина

Химия

География

История

Введено буквенное обозначение в алгебре.

Эти знания

нашли применение в астрономии,

строительстве, исчислении сбора

налогов

В XI веке в Константинополе при монастыре была открыта больница.

Для обучения медицине создано

Медицинское училище. Составлены
пособия по медицине

Изобретен «греческий огонь» - смесь из нефти и смолы.

Применялся в сражениях на море и на суше

Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и

народов

Исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев

2.Образование, научные знания.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди. Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется составить таблицу «Научные знания в Византии».

  • Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

  • Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?

Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

  • Войны, торговля, мореплавание.

  • Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Архитектура

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 56).

  • Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид. В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.

Послушайте о соборе Святой Софии в Константинополе (с. 56-57).

Мозаика

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с. 59).

Иконопись

Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Икона

Картина

1

2

Икона - откровение Божие.

Мировоззрение иконописца -
мировоззрение Церкви.

Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное. Кисть иконописца бесстрастна:
личные эмоции не должны иметь
места. Икона - средство для общения с Богом и святыми. Для иконы характерна обратная перспектива.

Картина - это творческий образ, созданный

фантазией художника, он является формой

передачи его собственного мировоззрения.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера. Картина эмоциональна,

Она принадлежит духовному миру
художника. Картина построена по законам

прямой перспективы.

Картина - место для общения
с автором и его идеями.

Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.

Прямая перспектива

Обратная перспектива

Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку.

Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка. Слой четвертый - защитный - натуральная олифа. Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь». Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы. Учитель обращает внимание учащихся на следующее: Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нем матери. Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это дает представление о содержании образов и стиле письма. Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темными красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой скорби и потому так душевно близок всем. Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так как он находится на заре своей жизни. Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями.

V.

Закрепление изученного на уроке.

В IX- XI в .в. в Византии сложился феодальный строй. Но он был менее развит, чем в Западной Европе.

  • Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

  • Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

  • Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

VI.

Итог урока.

VII.

Д/з:

§7-8 пересказ,ответитьписьменнонавопросы1-4,с.67.

* Подготовить сообщения: «Собор Святой Софии в Константинополе», «Икона «Владимирская Богоматерь


© 2022, 246 4