Технологическая карта урока.
Предмет Биология
Класс 5
Тема урока « Сообщества, создаваемые человеком».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии построения урока: развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с общностью химического состава живой и неживой природы; сформировать понятия «пищевая цепь», «круговорот веществ в природе», «природное сообщество»; систематизировать знания учащихся о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимосвязи живой и неживой природы.
Воспитывать культуру поведения при индивидуальной, парной и групповой работе.
Формировать УУД.
Основные термины, понятия: пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Предметные результаты:
Знания: понятие о круговороте веществ в природе, о природном сообществе как совокупности организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды; примеры природных сообществ.
Умения: определять понятие «пищевая цепь»; анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника; объяснять роль различных организмов в круговороте веществ; различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»; характеризовать разные природные сообщества; объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
-сформировать умение индивидуально оценивать изучаемый материал;
-сформировать умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;
-проявлять познавательный интерес к изучению природных сообществ; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить, проявить свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД
-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать тему урока;
-сформировать умение планировать работу и координировать свои действия в соответствие с алгоритмом;
-сформировать умение контролировать свои действия по достижению результата, а также адекватное оценивать собственные достижения;
-осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания, взаимооценку учебного задания; оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала.
Познавательные УУД
-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;
-сформировать умение критического осмысления учебной информации;
- научиться структурировать знания; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций.
Коммуникативные УУД
-сформировать умение представлять результаты работы и сообщать их в устной и письменной форме;
-формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, планировать функции участников, способы взаимодействия).
Оборудование: Видеофрагменты «Лес широколиственный», « Биоценоз озера», анимации «Круговорот веществ в природе», «Ярусы лесного биоценоза», таблицы различных биоценозов.
Технология проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1. Проверка домашнего задания: | - Каждой паре дается задание на составление пищевой цепочки: Найдите ошибку в цепочке питания и объясните в чем ошибка; Составьте цепочку питания. Проверка выполнения задания!!! - Где в природе образуются цепи питания (в сообществах) - Что такое сообщество? - Приведите примеры природных сообществ. - Какие факторы влияют на жизнь сообщества? Слайд 1 - Рассмотрите слайд и назовите сообщества??? Слайд 2 - Какое сообщество здесь лишнее? Объясните почему? (это сообщество создано человеком) Тема урока: «Сообщества, созданные человеком». Цель: познакомится с разнообразием сообществ, созданных руками человека. Слайд 3,4 - Какие еще сообщества, созданные человеком вы можете назвать? - На слайдах определите названия сообществ? | Выполняют действия в соответствии с услышанным текстом. | Регулятивные УУД: Умение анализировать эмоциональное состояние, оценивать его влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения на уроке; умение слушать и понимать речь других. |
нового материала: Цель этапа: - обеспечить поиск и осмысление новой информации, организовать проведение работы в группах. | Работаем в группах: 1 группа: «Искусственные сообщества» Задание: изучите текст на стр. 130 и ответьте на вопросы: Кем создаются искусственные сообщества? Почему первобытные люди не оказывали сильного воздействия на среду обитания? Как развитие цивилизации повлияло на жизнь людей? 2 группа: «Агробиоценозы» Задание: изучите текст на стр. 131 и ответьте на вопросы: Что называют агробиоценозом? Приведите примеры агробиоценозов? Можно ли сообщества на слайде назвать агробиоценозом? Ответ аргументируйте. Слайд 9 3 группа: «Экосистемы городов» Задание: изучите текст на стр. 131 и 133 ответьте на вопросы: Где живет большая часть населения Земли? Какие проблемы возникают у жителей городов? Назовите благоприятные условия для жизни в городе? Отчет о проделанной работе!!! | Дают ответы, комментируют и оценивают ответы своих одноклассников. Выполняют задания по каточкам . Вспоминают изученный ранее материал. Сравнивают с эталоном. Итог: повторили, что живые организмы приспособлены к своим условиям обитания. | Познавательные УУД: актуализируют и закрепляют ранее изученные понятия «приспособленность организмов», «среда обитания». Регулятивные УУД: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять само- и взаимоконтроль. Коммуникативные УУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух. Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность. |
3. Закрепление: | Тест: слайды 10,11,12,13 1. Какое сообщество в списке лишнее: А) тайга Б) яблоневый сад В) степь 2. Какое сообщество относится к агробиоценозу: Поле Парк Аллея 3. Какое сообщество относится к экосистеме городов: Поле Аллея Парк 4. Какая цепь питания относится к сообществу поля: 1 2 3 | | |
Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: - определить степень освоения нового материала, выявить затруднения, оценить результаты собственной деятельности на уроке. | Определите, к какому природному сообществу относятся предложенные цепи питания: 1)водоросль-улитка-щука (водоем); 2)трава- кузнечик - лягушка-уж (луг); 3)кактус- травоядное насекомое- хищное насекомое-ящерица(пустыня); 4)олений мох- олень- полярный волк(тундра). Впишите недостающие звенья: древесина- ?- дятел; семена -? -гадюка-аист; трава- кузнечик- ?-уж-? Выбрать: а) личинка насекомого; б) мышь; в)лягушка, хищная птица. | Самоанализ и выявление ошибок. Оценивание своей учебной деятельности. Что уже знали? Что узнали нового? Эмоционально оценивают урок, получили ли удовлетворение от урока. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). |
Домашнее задание. | Изучить § 21 и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: изготовить модель-аппликацию природного сообщества «Лес», с его обитателями или нарисовать одно из природных сообществ родного края. Задание в печатной тетради: №2,3,6*(по желанию). | Записывают домашнее задание. | |
1 группа: «Искусственные сообщества»
Задание: изучите текст на стр. 130 и ответьте на вопросы:
Кем создаются искусственные сообщества?
Почему первобытные люди не оказывали сильного воздействия
на среду обитания?
Как развитие цивилизации повлияло на жизнь людей?
2 группа: «Агробиоценозы»
Задание: изучите текст на стр. 131 и ответьте на вопросы:
Что называют агробиоценозом?
Приведите примеры агробиоценозов?
Можно ли сообщества на слайде назвать агробиоценозом?
Ответ аргументируйте. Слайд 9
3 группа: «Экосистемы городов»
Задание: изучите текст на стр. 131 и 133 ответьте на вопросы:
Где живет большая часть населения Земли?
Какие проблемы возникают у жителей городов?
Назовите благоприятные условия для жизни в городе?