РАЙОННЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ– 2023»
Разработка урока математики
во втором классе
Тема: Квадрат
Учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Огородникова Елена Алексеевна
Технологическая карта урока
ПРЕДМЕТ –математика КЛАСС - второй
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – районный конкурс «Учитель года 2023», МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ – Огородникова Елена Алексеевна
Место работы учителя – МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
Урок разработан по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой «Математика» Москва «Просвещение» 2019 г.
Тема урока - Квадрат.
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Цели: - познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника;
- сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры;
- научить чертить квадрат на клетчатой бумаге,
- решать задачи на нахождение периметра квадрата;
- закреплять умение выполнять вычисления изученных видов,
- решать текстовые задачи;
- развивать внимание и логическое мышление.
Предметные:
-познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника;
-сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры;
-научить чертить квадрат на клетчатой бумаге,
-решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата);
-закреплять умение выполнять вычисления изученных видов.
Личностные:
-осознание учащимися ценности изучаемого способа построения квадрата и нахождения длин его сторон;
- осознание практической важности полученных знаний о квадрате;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Метапредметные:
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по построению квадрата и нахождению его периметра;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
- сохранение знания о квадрате, как геометрической фигуре;
- умение распознавать геометрические фигу
Технологии и методы обучения: технология метода обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, технология исследовательского (проблемного) обучения, здоровье-сберегающая технология.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Структура урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний
Постановка учебной проблемы.
Физкультминутка.
Первичное закрепление изученного материала:
Первичное усвоение новых знаний.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Пожелайте друг другу удачи на уроке. Настраиваемся на работу.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
С каким настроением вы начинаете урок? А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось?
- Надо улыбнуться.
- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу!
Актуализация знаний и пробное учебное действие:
-Устный счет.
-Итак, мы начинаем урок с устного счета.
Попробуем расшифровать тему урока. Слайд №2.
Какое слово получилось? (Квадрат)
Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.
-Определяем цели урока.
-Что узнаем? Чему научимся?
(находить квадрат среди других фигур, чертить квадрат, находить периметр квадрата)
-будем учиться находить квадрат среди других фигур;
-будем учиться чертить квадрат;
-будем учиться находить периметр квадрата;
Обратите внимание!
-На доске разместился автомобиль. Слайд №3
-Рассматриваем его.
-Из чего он состоит (из геометрических фигур)
-Каких? (кругов и прямоугольников).
-Какой фигуры не хватает? (квадрата)
-Тему прямоугольник мы недавно закончили, что помним по ней? (прямоугольник состоит из прямых углов, у прямоугольника противоположные стороны равны, 4 угла, 4 стороны)
Постановка учебной проблемы.
- Представим, что наш автомобиль находится на ремонте. Как называют людей, которые занимаются ремонтом автомобилей? (автослесари) (видеоролик о профессии автослесаря)
-Нам срочно нужен автослесарь! (выходит ученик)
-Разбираем наш автомобиль по деталям для ремонта. Какие детали видим? (круги, прямоугольники)
Нужно кабину сделать квадратной.
-Чем похожи квадрат и прямоугольник? (прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.
-Чем отличаются? (у квадрата все стороны равны)
Наши глазки устали, а меня для вас сюрприз
«Гимнастика для глаз» Слайд №4
Зарядка для глаз.
- Найдите на плоскости точку 7, проведите линию до точки 8, а от точки 8 до точки 9. От точки 9 вниз проведите глазами линию через точку 28 до точки 18. От точки 18 влево проведите отрезок до точки 17 и от неё до точки 36. Точку 36 соедините с точкой 14, а последнюю- с точкой 7.
Теперь остановись,
- Какую фигуру мы начертили глазами? (квадрат)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его : (квадрат).
Вы сейчас проделали гимнастику для глаз. А как называется специализация врача, который лечит глаза. (офтальмолог)
Видеоролик о профессии офтальмолог.
Физкультминутка.
На доске:
Прямоугольник квадрат треугольник многоугольник
( У детей на партах фигуры. Они выходят к доске и расставляют их по своим местам.)
Что же такое квадрат? (ответы детей) слайд №5
Первичное усвоение новых знаний.
Чтобы слесарю отремонтировать кабину, ему необходимо выполнить чертеж. Рассказ о профессии- чертёжник.
Мы ему поможем в своих тетрадях, посмотрим, у кого точнее получится чертеж.
Итак, учимся чертить квадрат.
Сейчас вам нужно начертить квадрат. А какова длина его стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт.
Слайд №6 Какова длина стороны квадрата? (3см)
Найдите периметр этого квадрата.
Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.
Первичное усвоение новых знаний.
Стр. 45 № 33 – Запишите номера прямоугольников.
Среди всех прямоугольников найдите квадраты и обведите их номера в кружок.
Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик на полях.
-Наш автомобиль починил автослесарь и он отправился в путь.
Решите задачу:
Из 100 км пути наш автомобиль проехал до остановки на отдых 25 км. Сколько км ему ещё осталось проехать?
Запишите решение и ответ. Проверка. Самооценка деятельности.
- Выберите верные утверждения и запишите их номера в тетрадь. Слайд №7
Проверка выполнения задания. Самооценка.
-Сколько квадратов на рисунке? Слайд №8
Сколько квадратов нашли?
Какие общие признаки у квадрата и прямоугольника? В чём отличие?
Можно ли начертить квадрат, зная длину только одной стороны? Почему?
Домашнее задание. Д/з индивидуальное на карточках.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
- Вспомните цели. Удалось их достигнуть?
- Понравилось ли вам на уроке? Что больше всего понравилось?
-Что вы открыли для себя нового? С какими профессиями познакомились на уроке? -
-Понадобятся вам эти знания в жизни?
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Прикрепите своих смайликов.
Спасибо за урок! Слад №9