СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»






Конспект пробного урока

по окружающему миру







Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс III, группа 31Н

Лосева Ольга Васильевна

Руководитель: Киселева Л. И.






Дата____________ Оценка_________

Подпись учителя______________ Подпись методиста_________
Подпись методиста____________


Трубчевск, 2019 г.

Школа: Трубчевская СОШ №1

Учитель: Левкина Елена Васильевна

Класс: 3 «Б»

Студентка: Лосева О. В.

Тема: «Золотое кольцо России»

Тип урока: Урок открытия нового знания (урок-путешествие)

Цели:

Содержательная: создать условия для формирования представления о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.

Деятельностная: формирование умения прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

  2. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

  3. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу.

Личностные:

  1. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

  2. Установление связи между целью учебной деятельности и е мотивом;

  3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Ставить учебную задачу;

  2. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

  3. Оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:


  1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. Искать и выделять необходимую информацию;

  3. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные:

  1. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


План урока.

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

1.3. Проверка готовности

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Работа со шмуцтитулом

3.2. Планирование деятельности

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

5.Этап реализации построенного проекта

5.1. Что можно рассказать о достопримечательностях Золотого кольца России?

5.1. 1. Подготовка к путешествию

5.1.2. Работа с картой

3. Начало путешествия - Москва

5.1.4. Практическая работа

    1. Сергиев Посад

5.3. Переславль - Залесский

5.4. Ростов

5.5. Углич

5.6.Ярославль

5.7. Кострома

5.8. Плёс

5.9. Иваново

5. 10. Суздаль

5.11. Владимир

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап рефлексии учебной деятельности













Сценарий урока

Этапы урока

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности


Формы контроля

Средства, методы и приемы

Планируемые результаты

1.Этап мотивации


1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Васильевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

1.2. Эмоциональный настрой

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.

1.3. Проверка готовности

- А сейчас проверим, все ли у вас готово к уроку.

- Сегодня вам понадобится учебник по окружающему миру, ручка и карандаш.

- А также, у вас на парте лежит Маршрутный лист, Лист для заметок и флажки, с этим материалом вы будете работать в паре с соседом по парте.



Приветствуют учителя



Фронтальная




















Фронтальная



Фронтальная



















Фронтальная















Л1

2.Этап актуализации и пробного учебного действия




- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(небольшой рюкзак и воздушный шарик)

- А как вы думаете, зачем в жизни нужен рюкзак?

(чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
Путешествовать  
– карточку со словом прикрепить на доску

- А зачем люди путешествуют?

- А на чём можно отправиться в путешествие?

- Ребята, сейчас я открою вам секрет и расскажу, что лежит у меня в рюкзаке.

- Что я держу в руках? (Показать проволоку)

- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)

- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску

- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении?

Золотое – карточку со словом прикрепить на доску

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

 Россия – карточку со словом прикрепить на доску




Отвечают на вопросы учителя

мыслительная







Мыслительная







Отвечают на вопросы учителя















Отвечают на вопросы учителя












Отвечают на вопросы учителя




Фронтальная










Фронтальная
























фронтальная














фронтальная




Фронтальная









Фронтальная























фронтальная














фронтальная





Вводная беседа






карточка









проволока














карточка
















Карточка







Карточка


Л3







































3.Этап выявления места и причины затруднения


- Составьте с данными словами предложение, это будет темой нашего урока.

 – Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам.

3.1. Работа со шмуцтитулом

- Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках в рамках изучения данного раздела. (Читаем)

3.2. Планирование деятельности

- Ребята, вы можете открыть учебник на стр.86-ой и сравнить сформулированную вами тему с темой учебника.

- Кто прочитает тему урока?

- Тема нашего урока: «Золотое кольцо России».

- Сформулируйте цель своей деятельности. (какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом)

- Какие задачи вы будете решать в ходе достижения цели?

-Я предлагаю вам сравнить задачи со слайдом.

мыслительная


Формулируют тему, цель и задачи урока









фронтальная

Фронтальная













Фронтальная

фронтальная








Учебник

Р1, Р2, Л2

4.Этап построения проекта выхода из затруднения



















- Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)

-У кого из вас есть какие-то предположения, варианты ответов, поднимите руку. (Ответы детей.)

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим, оказались ли ваши предположения верными.

– Готовы? Тогда в путь! 

Планируют свою деятельность, понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить

мыслительная

Фронтальная

фронтальная

Эвристическая беседа


Л2,Л3

5.Этап реализации построенного проекта

5.1. Что можно рассказать о достопримечательностях Золотого кольца России?
























































































































5.1. 1. Подготовка к путешествию

- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта?

- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

- А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Открыть карту на доске

- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

5.1.2. Работа с картой

- Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце на стр. 86-ой.

- Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

« Золотое кольцо России» - тысячикилометровый туристический маршрут по городам древнего Залесья: Загорску, Переяславлю – Залесскому, Ростову, Ярославлю, Костроме, Суздалю, Владимиру. Именно здесь, после распада Киевской державы, были созданы основы Русской государственности. Ещё двенадцать столетий назад на «залесские» земли начали приходить первые переселенцы. Непроходимые лесные чащи, болота, речные разливы защищали их от врагов. Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями, собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

    1. 3. Начало путешествия - Москва

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного.

(Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы.)

5.1.4. Практическая работа

- Давайте посмотрим на карту.

Покажите на карте столицу нашей Родины. 
- Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?
- Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий)

-Какое место в Москве называют

«Сердцем Москвы»?

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины.

- Отметьте флажком пункт отправления на маршрутных листах, они помогут вам проследить ваш путь.

- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

    1. Сергиев Посад

- Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов, ими будете вы сами.

- Откройте учебник на стр. 87-ой.

- Работать будем в группах.

-Я определила, кто будет экскурсоводом от первой группы, второй, третьей.

- Ребята, в некоторых городах вас будет ждать экскурсовод.

- Он будет читать вам интересные факты жизни города, а вы должны слушать внимательно и составить по одному вопросу для другой команды.

1я команда задает вопрос 2й, 2-ая-зей,3я- 1 ой.

- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (вопросы и ответы)

- Каждой команде, за правильный ответ на вопрос, добавляется 1 балл.

- Прочти, что нам рассказывает автор о Сергиевом Посаде.

Фото: Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

- Проверяем, как вы выполнили задание.

- Какие вопросы вы составили?

- Поднимите руку, кому захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

- Что нового вы узнали?

5.3. Переславль- Залесский (по учебнику)

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

- Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите?

- Посмотрите на фото внизу страницы слева.

Фото: Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности — «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

Евдокия- жена Дмитрия Донского в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь.

- Позади Горицкого монастыря можно увидеть

Пр.: Никитский мужской монастырь (столпник Никита Переславский)

- Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.

- Главы Никитского монастыря виднеются на выезде из города в сторону Ростова, куда мы сейчас и отправляемся.

- Какие вопросы вы составили?

- Что нового вы узнали?

5.4. Ростов

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

- Экскурсовод второй группы, прочти информацию о городе.

- Ребята, напоминаю, что вам нужно составить вопросы для противоположных команд.

- Я предлагаю вам послушать знаменитый звон Ростовских колоколов.

- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон.

Фото: «Визитная карточка» Ростова туристического — Кремль с его пятью храмами, Успенским собором и комплексом жилых построек, обнесённый мощными крепостными стенами. По своему первоначальному назначению Кремль представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии.

Кремль также прославился тем, что именно здесь снимали эпизоды фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

- Итак, проверим, насколько вы были внимательны.

- Какие вопросы вы составили?

- Что вам запомнилось о городе Ростове?

- Пора отправляться нам дальше.

5.5.Углич

(по учебнику)

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

Фото:Одна из старейших гидроэлектростанций России — пущена в 1940 году, сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны, особенно в период Битвы за Москву.

- Скажите, чем знаменит тот город?

5.6.Ярославль

- Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

- Отметьте флажком этот город.

- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым.

- Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите.

- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

- Экскурсовод третьей группы,расскажи информацию о городе.

- Ребята, напоминаю, что вам нужно составить вопросы для противоположных команд.

- Какие вопросы вы составили?

5.7. Кострома

- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

- Отметьте этот город.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд.

-Что вам необходимо сделать?

- На этом этапе каждый может принести своей команде балл.

- Спрашивать буду того, кто самый первый поднимет руку.

- А поможет вам выполнить это задание учебник, стр. 91-ая.

- Какие слова вы вставили?

- Какая существует легенда о городе Костроме?

- Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

- Что привлекло ваше внимание?

- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

5.8. Плёс (по учебнику)

- Отметьте город в маршрутном листе.

Живописные окрестности волжского города Плёса привлекли к себе особое творческое внимание Исаака Левитана, который открыл здесь неиссякаемый источник вдохновения. Дом-музей Левитана располагается в том самом старинном купеческом особняке Солодовникова, в котором художник поселился летом 1888 г.

- Нам нужно двигаться дальше.

- О каких достопримечательностях города вы узнали?

5.9. Иваново

- Какой город нас встречает?

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

- Экскурсовод первой группы, расскажи информацию о городе.

- Ребята, напоминаю, что вам нужно составить вопросы для противоположных команд.

- Какие вопросы вы составили?

- Что нового вы узнали?

5. 10. Суздаль

- Отправляемся дальше в город … (Суздаль)

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком.

- Экскурсовод первой группы, расскажи информацию о городе.

Музей деревянного зодчества в Суздале — это комплекс под открытым небом, где собраны уникальные постройки 17-19 веков. Так, приехав сюда, можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина, стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях, возведенных, кстати, без единого гвоздя.

- Ребята, какие вопросы вы составили?

- Что главного вы узнали об этом городе?

5.11. Владимир

- Ребята, наше путешествие подходит к концу.

- Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

- Отметьте его в маршрутном листе флажком.

- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

- Экскурсовод второй группы, расскажи информацию о городе.

- Ребята, посмотрите на слайд.

- Что вам нужно сделать?

- Я спрошу того, кто первый поднимет руку.

- Тот, кто правильно выполнит задание, получит один балл для команды.

- Прочитайте правильно предложение.


перечисляют виды транспорта














































Отвечают на вопросы учителя







Воспринимают информацию

























Работают с картой








в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали



















работа с листком для заметок



















Задают вопросы командам


Отвечают на вопросы учителя





в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали





























в маршрутном листе отмечают флажком город




слушают аудиозапись

















Задают вопросы командам





в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали







в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали












Воспринимают информацию








в маршрутном листе отмечают флажком город






Выполняют задание















Воспринимают информацию












в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали

Воспринимают информацию




в маршрутном листе отмечают флажком город

Воспринимают информацию











Задают вопросы







в маршрутном листе отмечают флажком город















Воспринимают информацию




Выполняют задание






Фронтальная
















фронтальная





фронтальная


фронтальная
























фронтальная





















фронтальная









фронтальная












индивидуальная






групповая













фронтальная













Фронтальная


















































Фронтальная



























Фронтальная








Фронтальная











Фронтальная

















Фронтальная



















Фронтальная












Фронтальная












Фронтальная












Фронтальная















Фронтальная








Фронтальная































фронтальная








Фронтальная















фронтальная







фронтальная
























фронтальная





















фронтальная









фронтальная












фронтальная







фронтальная













фронтальная


















Фронтальная












































Фронтальная


























Фронтальная







Фронтальная










Фронтальная
















Фронтальная


















Фронтальная











Фронтальная











Фронтальная











Фронтальная














Фронтальная







Фронтальная






























фронтальная




Эвристическая беседа




шар











Карта России на доске





Учебник (карта)


рассказ учителя























Эвристическая беседа

учебник

презентация















карта

воспроизводящая беседа










Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)






презентация

Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)









учебник








Раздаточный материал (лист для заметок)



учебник













Раздаточный материал (лист для заметок)







Учебник


Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок, лист для заметок)


Учебник






















Раздаточный материал (лист для заметок)


Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок, лист для заметок)

Учебник


Аудиозапись


Эвристическая беседа














Раздаточный материал (лист для заметок)




Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)







Учебник,



Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)












Учебник, Раздаточный материал (лист для заметок)






Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)

презентация




Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)

Учебник








Учебник, Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)



презентация








Учебник, презентация

Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок, лист для заметок)




Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)


Учебник









Раздаточный материал (лист для заметок)




учебник,


Раздаточный материал (маршрутный лист, флажок)



Учебник














презентация









Л1, К1














































Пр. 1,2






















ПР1















Л1








ПР1













К1


























ПР3









К1, П3


ПР1, П2
































К1,ПР3, П3




ПР1


























ПР3, П3, К1






П1


ПР2









К1, П3











ПР2











П3, К1




ПР1, ПР2



Л1, П2



















ПР1,2
















ПР1, ПР2








ПР3,П1, К1



ПР1,2















П1, К1, ПР3







ПР1








ПР2















П2, Р2

П1,2







6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи




- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

- Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

- Так как расположены города?

- Назовите города нашего маршрута.

- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

- Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

- Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.



Отвечают на вопросы учителя
















Воспринимают информацию



фронтальная
















фронтальная



фронтальная
















фронтальная



Обобщающая беседа















стихотворение

ПР1







































7.Этап рефлексии учебной деятельности



- Поднимите руку, кому понравилось наше путешествие?

- Зачем мы знакомились с городами золотого кольца России?

- Что вы хорошо усвоили?

- Что вам помогло в этом?

- Что вы плохо усвоили?

- Почему?

- Где вы сможете использовать полученные знания?

- Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

- Где мы с вами виртуально побывали?

- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.

- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

- Запишите домашнее задание, его вы видите на доске. (читать: стр. 86-96)

- Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!



Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы,



оценивают достижения на уроке



фронтальная



фронтальная



Итоговая беседа



Р3, П1, К1