Класс: 3 класс
Учебный предмет: математика
Тема урока: Сравнение долей (урок введения нового знания)
Цель: учить сравнивать доли практически и математически
Задачи:
Закреплять представления о понятии «доля»
Продолжать учиться читать и записывать доли
Формировать представления об алгоритме сравнения долей.
Формировать умение решать задачи на нахождение доли числа.
Формировать умение решать текстовые задачи.
Создавать условия для формирования УУД
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умение:
- сравнивать доли практически и математически
- находить долю числа
- располагать дроби в заданном порядке
- решать задачи на нахождение доли числа
- находить значения выражений без скобок
- решать текстовые задачи самостоятельно
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
4. Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
6. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. Составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменитьсвою точку зрения;
4. Читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
5.Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные:
1.Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2.В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести
Информационные источники: Математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях. Часть 1.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2011.-96 с..ил.(Образовательная система «Школа 2100»)
Оборудование: презентация заданий
План:
1.Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2.Эмоциональный настрой
2.Актуализация опорных знаний
2.1. Устное нахождение значения выражений (работа в парах)
2.2.Устное решение задач
3.Целеполагание
3.1. Задача №1. Решение задачи на сравнение долей
4. Открытие нового знания
4.1 Анализ решения задачи на сравнение долей
4.2. Выполнение задание на нахождение доли числа и сравнение этих долей (фронтальная работа)
5. Введение нового знания в опыт
5.1. Задание№4.Выделение и сравнение долей по рисунку (фронтальная работа по рисунку)
5.2. Задние №5 с.80 (самостоятельная работа в парах)
6.Введение знания в систему опыта
6.1. Вычисление значений выражений (Самостоятельная работа в парах)
6.2 Решение задачи на с.81 №7а
7. Подведение итогов. Рефлексия
8. Домашнее задание
Сценарий урока:
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД: |
1.Организация начала урока | 1.1.Приветствие -Здравствуйте, ребята! 1.2.Проверка готовности к уроку -Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал. 1.3. Эмоциональный настрой Давайте, ребята, Учиться считать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа. Лень долой! Долой зевоту! Принимайтесь за работу! -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | К 3 |
2.Актуализация знаний | 2.1. Устное нахождение значения выражений (работа в парах) - Ребята, посмотрите на слайд. -Вам нужно устно найти значения выражений, установив предварительно порядок действий -Выполняйте задание по рядам -Учащиеся 1 ряда найдите значения выражений в 1 столбике -Учащиеся 2 ряда найдите значения выражений во 2 столбике -Учащиеся 3 ряда найдите значения выражений в 3 столбике -Эту работу вы можете выполнять в парах -Чему равно значение 1-ого выражения? -Поднимите руку, кто думает иначе? (если ответы разные, то спросить, как считал) -Проверьте 6 • 10 – 40 : 10=56 94 – (6 + 5)=83 (38 – 6•3) : 10=2 27 + (19 + 3) =49 (37 – 21 : 3) : 10=3 9 • 4 + 32 : 4=44 - С какой целью мы выполняли эту работу? (повторили порядок выполнения действий в выражениях со скобками) 2.2. Устное решение задач - Ребята, посмотрите на слайд -Вам нужно устно решить задачи. -Если нужно, достаньте черновики для решения задач Бобр может откусывать от ствола щепки, длина которых в 3 раза больше, чем 5 см. Какова длина этих щепок? (5*3=15см) - Кто ответит на вопрос задачи? - Поднимите руку, кто не согласен с ответом? -Прочитайте вторую задачу В магазин привезли 72 кг конфет по 12 кг в коробке и 60 кг печенья по 6 кг в коробке. Сколько всего коробок кондитерских изделий привезли в магазин? -Как узнать, сколько коробок конфет привезли в магазин? (72:12=6) -Как узнать, сколько коробок печенья привезли в магазин? (60:6=10) -Как узнать, сколько всего коробок привезли в магазин? 72:12+60:6=16 -Какое выражение можно составить по данной задаче? (слайд) -Вычислите значение этого выражения и ответьте на вопрос задачи. -Кто хочет ответить на вопрос задачи? -Что узнали в 1 действии (Сколько коробок конфет привезли в магазин) -Что узнали во 2 действии? (Сколько коробок печенья привезли в магазин) - Что узнали в 3 действии? (Сколько всего кондитерских коробок привезли в магазин) -Кто думает иначе, поднимите руку? -С какой целью мы выполняли эту работу? (формировали умение решать текстовые задачи) | Пр 1 К 1 К 2 Позн 4 Пр 1 Позн 1 К 1 К 2 Пр 1 Позн 1 К 1 К 2 К 3 |
3.Целеполагание | 3.1. Задача №1. Решение задачи на сравнение долей -Ребята, сейчас вы будете работать в парах -Откройте учебник на с. 80. -Найдите задачу №1 - Прочитайте задачу - Какая часть растений приготовлена для Вени? (1/8) -Какая часть растений приготовлена для Алисы? (1/4) - Подумайте и обсудите в парах, какая часть больше? (1/4) - А как это узнать, объяснить? - Какой основной вопрос урока? -Прочитайте его в учебнике (текст со знаком ?! « Как узнать, какая доля больше? Какая меньше?») - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Назовите основной вопрос урока ( Как узнать, какая доля больше? Какая меньше? Как сравнивать доли?) -Внимательно рассмотрите задания на с. 80-81 и назовите задачи урока -Прочитайте задачи урока на слайде (слайд) -Чему учились на этом этапе урока? (планировать свою деятельность) | Р 1 К 1 К 2 К 3 Р 2 Р 3 |
4.Открытие нового знания | 4.1 Анализ решения задачи на сравнение долей Ребята, найдите задание № 2 на с. 80. -Прочитайте его -С помощью чего Алиса решила узнать ответ на этот вопрос? (с помощью бумажной полоски) - Одинаковые ли полоски взяла Алиса? -На сколько равных частей Алиса разделили 1-ую полоску ? (на 8 частей) -Как называется одна часть? (1/8) -На сколько равных частей Алиса разделила вторую полоску? (на 4 части) -Как называется одна часть? (1/4) -Какая доля полоски получилась у Алисы больше? Почему? (1/4) -Чему равна длина первой и второй полоски? (16см) -Что больше: 1/8 от 16см или ¼ от 16см? (1/4 от 16см) -Как вы думаете, почему 1/8 меньше, чем ¼ , а ¼ больше чем 1/8? ( первую полоску Алиса разделила на большее кол-во долей, чем вторую, поэтому каждая доля меньше) -Прочитайте в учебнике текст в оранжевой рамке -Почему ¼ меньше, чем ½ (в первой дроби долей больше, чем во второй) -Почему ½ больше, чем 1/3? ? (в первой дроби долей меньше, чем во второй) -Чему учились при выполнении данного задания? (сравнивать доли) 4.2. Выполнение задание на нахождение доли числа и сравнение этих долей (фронтальная работа) -Откройте тетради, подпишите число, классная работа -Ребята, найдите задание № 3. -Объясните, как найти долю каждого из этих чисел (делением) -Долю, от какого числа вы будете находить в 1 задании? (60) -Как найти ½ числа 60? (60:2) -Запишите в тетради номер задания -В первом действии найдите ½ числа 60 -Чему равна ½ доля числа 60? (30) -Как найти 1/3 числа 60? (60:3) -Во втором действии найдите 1/3 числа 60 -Чему равна 1/3 числа 60? (20) - Как найти 1/4 числа 60? (60:4) -В третьем действии найдите 1/4 числа 60 - Чему равна 1/4 числа 60? (15) -Какая из этих долей самая маленькая? (1/4) -Какая из этих долей самая большая? (1/2) -Назовите доли в порядке возрастания? (1/4; 1/3; ½) - Какой вывод можно сделать? (чем больше число долей, тем меньше каждая доля) -Кто повторит этот вывод? -Проговорите его дуг другу. -Что нового вы узнали на этом этапе урока? | Пр 3 К 1 Пр 2 Позн 1 Пр 1 Пр 1 Позн 1 К 1 Позн 4 К 4 Пр 2 Позн 1 Пр 1 К 1 К 2 К 3 |
5.Введение нового знания в опыт | 5.1. Задание№4.Выделение и сравнение долей по рисунку (фронтальная работа по рисунку) -Ребята найдите задание № 4, на с. 80. - Сравните размеры прямоугольников. -Какая доля прямоугольника закрашена на 1 рисунке (1/6) -Какая доля прямоугольника закрашена на 2 рисунке(1/3) -Какая доля прямоугольника закрашена на 3 рисунке (1/2) -Какая доля прямоугольника закрашена на 4 рисунке (1/12) -Найдите самую маленькую закрашенную долю прямоугольника -Назовите эту долю? (1/12) - Назовите все доли в порядке возрастания (1/12, 1/6, 1/3, ½) - Запишите в тетрадь доли в порядке убывания -К доске пойдёт… запишет эти доли в порядке убывания…(1/2, 1/3, 1/6, 1/12) -Чему мы сейчас учились? (сравнивать доли) 5.2. Задние №5 с.80 (самостоятельная работа в парах) -Прочитайте 5 задание. -Выполните его самостоятельно, в парах. -К доске пойдёт... -Проверьте, правильно ли выполнил задание…(1/3, 1/6, 1/10, 1/25, 1/60, 1/100) -Кто не согласен, поднимите руку -Выполни самооценку своей работы Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? - Какого уровня сложности было задание? - Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? - Согласны ли вы с такой самооценкой? -Какое правило помогло вам правильно выполнить это задание? (чем больше число долей, тем меньше каждая доля) | Пр 1 Пр 2 Позн 2 Позн 4 Пр 2 Пр 3 Р 5 |
6.Введение знаний в систему опыта | 6.1. Вычисление значений выражений (Самостоятельная работа в парах) -Ребята, найдите задание № 6 -Это задание будете выполнять по рядам самостоятельно. -Учащиеся 1-ого ряда выполняют задания первого столбика -Учащиеся 2-ого ряда выполняют задание второго столбика -Учащиеся 3-ого ряда выполняют задание третьего столбика С первого ряда пойдет выполнять эту работу… (15+30):5=9 (11+49):6=10 Со второго ряда пойдет выполнять эту работу… (4+2)•15=90 (18-9)•4=36 С третьего ряда пойдет выполнять эту работу… 96:(32:2)=6 9•11:3=33 -Проверка: Проверьте, правильно ли выполнил задание? -Кто не согласен, поднимите руку -Выполни самооценку своей работы Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: - Что вам нужно было сделать в задании? - Удалось ли правильно решить поставленные задачи? - Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? - Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? - Какого уровня сложности было задание? - Оцените свою работу. -Кто правильно справился с работой, поставьте + -С какой целью мы выполняли эту работу? 6.2 Решение задачи на с.81 №7а -Ребята, найдите задачу № 7а, с. 81. -Прочитайте её -Эту задачу вы будете решать самостоятельно, но сначала давайте её разберём (слайд схемы) 14 жив. 35-осталось Под.-? ?-в 3 раза больше -Посмотрите на схему к задаче -Сколько животных привез папа? (14 животных) -Что сказано про растения? ( в 3 раза больше) -Посмотрите на схему -Сколько растений осталось? (35 осталось) -Посмотрите на схеме -Какой вопрос задачи (сколько подарил?) -Посмотрите на схему -Решите задачу самостоятельно -К доске пойдет решать задачу…. -Проверьте, правильно ли вы решили задачу. 1. 14•3=42 (раст.)-папа привёз на планету 2. 42-35=7 (раст.)-папа подарил Алисе -Выполни самоанализ – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? | Пр 1 Пр 2 Позн 2 Р 5 Пр 1 Пр 1 Позн 5 Позн 1 Позн 3 Р 5 |
7.Подведение итогов. Рефлексия | 7.1. Подведение итогов - Ребята, чему новому мы учились на уроке? -Поднимите руку , кто знает как сравнивать доли? -Какие задачи мы перед собой ставили? -Мы их реализовали на уроке? Каким образом? - Всё ли получалось? -Поднимите руку, кто доволен своей работай на уроке? -Кому было непонятно какое-то задание? - Над чем ещё надо поработать? | К 1 К 2 К 3 |
8.Домашнее задание | -Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание №7(б) с.81 | |