У р о к № 5. Деление на десятичную дробь
Основная дидактическая цель урока: совершенствовать умение выполнять деление на десятичную дробь и числа 0,1; 0,01; 0,001; продолжить работу над текстовыми задачами.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
1. Повторить правило деления на десятичную дробь, которая не равна 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.
2. Как разделить десятичную дробь на 0,1? на 0,01? на 0,001?
3. Найдите произведение.
0,1 ・ 0,1 = 0,01 0,3 ・ 1,4 = 0,42 0,3 ・ 0,4 = 0,12
4. Округлите 12,5961 до единиц, до десятых, до сотых.
(13; 12,6; 12,60.)
5. Записали три числа:
и составили из них некоторое числовое выражение. Его значение равно
. Какое числовое выражение составили?
6. Работа на листочках.
– Саша Торопыжкин выполнил работу по округлению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их, оцените работу Саши.
1) 3,58 ≈ 3,6
2) 0,45 ≈ 0,4 (0,5.)
3) 42,14 ≈ 42,2 (42,1.)
4) 7,88 ≈ 8,0 (8.)
5) 4,712 ≈ 4 (5.)
6) 0,0059 ≈ 0,01
III. Работа по теме урока
С. 138, № 6.334 (2‑й столбик).
– Что нужно сделать? (Упростить.)
– Какой коэффициент перед р?
5,4p – p = 7,04
4,4p = 7,04
p = 7,04 : 4,4
p = 1,6
– Какой коэффициент перед t?
12,2t – 4,9t = 73,73
7,3t = 73,73
t = 73,73 : 7,3
t = 10,1
– Где находится неизвестное число?
– Как найти делимое?
– Что теперь неизвестно?
– Как найти вычитаемое?
(7,26 – s) : 5,05 = 0,602
7,26 – s = 0,602 ・ 5,05
7,26 – s = 3,0401
s = 4,2199
8k – 7,78k = 0,4488
0,22k = 0,4488
k = 0,4488 : 0,22
k = 2,04
IV. Повторение изученного материала
С. 139, № 6.346.
Ответ:
а) 4,4; 4,45; 4,5; 4,6.
б) 5,55; 5,6; 5,66; 569.
в) 0,0031; 0,0033; 0,0035; 0,0039.
г) 0,071; 0,075; 0,078; 0,079.
V. Работа над задачей
1. С. 138, № 6.338.
– Что сказано о массе воробья?
– Что ещё известно в задаче?
(Составление и запись условия задачи.)
Колибри – ?, на 31,11 г меньше воробья
Воробей – ?
– Кто же из животных легче?
– Чей вес обозначим за x?
– Что такое 19,3x г? (Это вес воробья.)
– Какое выражение надо составлять при решении? (Разность.)
– Решите задачу самостоятельно.
Проверка
Пусть масса колибри будет x.
Тогда масса воробья будет 19,3x.
Колибри меньше воробья на 31,11 г.
Значит, можем составить уравнение:
19,3x – x = 31,11
18,3x = 31,11
x = 31,11: 18,3
x = 1,7
Значит, 1,7 г – масса колибри.
19,3 ・ 1,7 = 32,81 (г) – масса воробья.
– Как иначе вычислить массу воробья?
2. С. 138, № 6.337.
– С какими величинами эта задача?
– Чему равно расстояние между велосипедистами?
– Что ещё известно в задаче?
– Что можно узнать, зная расстояние и время? (Скорость сближения.)
– Найдите эту скорость.
(14,76 : 0,5 = 29,52.)
– Решите оставшуюся часть задачи самостоятельно.
Проверка
Пусть скорость одного велосипедиста будет x.
Тогда скорость другого велосипедиста будет 1,4x.
Сумма скоростей двух велосипедистов будет x + 1,4x.
По условию задачи расстояние между населёнными пунктами 14,76 км.
Значит, можем составить уравнение:
x + 1,4x = 29,52
2,4x = 29,52
x = 29,52 : 2,4
x = 12,3
Значит, 12,3 км/ч – скорость одного велосипедиста.
12,3 ・ 1,4 = 17,22 (км/ч) – скорость другого велосипедиста.
Ответ: 12,3 и 17,22 км/ч.
VI. Самостоятельная работа
В а р и а н т 1
– Выполните деление.
53,4 : 1,5 = 35,6 0,1242 : 0,069 = 1,8
16,94 : 2,8 = 6,05 23,46 : 0,1 = 234,6
75 : 1,25 = 60 3,6 : 0,0001 = 36 000
В а р и а н т 2
– Выполните деление.
34,3 : 1,4 = 24,5 0,1387 : 0,073 = 1,9
14,58 : 3,6 = 4,05 3,2 : 0,001 = 3200
72 : 2,25 = 32 2,481 : 0,1 = 24,81
VII. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– Расскажите, как выполнить деление на 0,1; 0,01; 0,001.
Домашнее задание
С. 141, № 6.362, 6.367.