СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 5 "Деление на десятичную дробь" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка пятого урока по теме "Деление на десятичную дробь".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 5 "Деление на десятичную дробь" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 5. Деление на десятичную дробь


Основная дидактическая цель урока: совершенствовать умение выполнять деление на десятичную дробь и числа 0,1; 0,01; 0,001; продолжить работу над текстовыми задачами.


Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. Повторить правило деления на десятичную дробь, которая не равна 0,1; 0,01; 0,001 и т. д.

2. Как разделить десятичную дробь на 0,1? на 0,01? на 0,001?

3. Найдите произведение.

0,1 ・ 0,1 = 0,01 0,3 ・ 1,4 = 0,42 0,3 ・ 0,4 = 0,12

4. Округлите 12,5961 до единиц, до десятых, до сотых.

(13; 12,6; 12,60.)

5. Записали три числа: и составили из них некоторое числовое выражение. Его значение равно . Какое числовое выражение составили?

6. Работа на листочках.

– Саша Торопыжкин выполнил работу по округлению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их, оцените работу Саши.

1) 3,58 ≈ 3,6

2) 0,45 ≈ 0,4 (0,5.)

3) 42,14 ≈ 42,2 (42,1.)

4) 7,88 ≈ 8,0 (8.)

5) 4,712 ≈ 4 (5.)

6) 0,0059 ≈ 0,01

III. Работа по теме урока

С. 138, № 6.334 (2‑й столбик).

– Что нужно сделать? (Упростить.)

– Какой коэффициент перед р?

5,4p p = 7,04

4,4p = 7,04

p = 7,04 : 4,4

p = 1,6

– Какой коэффициент перед t?

12,2t – 4,9t = 73,73

7,3t = 73,73

t = 73,73 : 7,3

t = 10,1

– Где находится неизвестное число?

– Как найти делимое?

– Что теперь неизвестно?

– Как найти вычитаемое?

(7,26 – s) : 5,05 = 0,602

7,26 – s = 0,602 ・ 5,05

7,26 – s = 3,0401

s = 4,2199

8k – 7,78k = 0,4488

0,22k = 0,4488

k = 0,4488 : 0,22

k = 2,04

IV. Повторение изученного материала

С. 139, № 6.346.

Ответ:

а) 4,4; 4,45; 4,5; 4,6.

б) 5,55; 5,6; 5,66; 569.

в) 0,0031; 0,0033; 0,0035; 0,0039.

г) 0,071; 0,075; 0,078; 0,079.

V. Работа над задачей

1. С. 138, № 6.338.

– Что сказано о массе воробья?

– Что ещё известно в задаче?

(Составление и запись условия задачи.)

Колибри – ?, на 31,11 г меньше воробья

Воробей – ?

– Кто же из животных легче?

– Чей вес обозначим за x?

– Что такое 19,3x г? (Это вес воробья.)

– Какое выражение надо составлять при решении? (Разность.)

– Решите задачу самостоятельно.

Проверка

Пусть масса колибри будет x.

Тогда масса воробья будет 19,3x.

Колибри меньше воробья на 31,11 г.

Значит, можем составить уравнение:

19,3x x = 31,11

18,3x = 31,11

x = 31,11: 18,3

x = 1,7

Значит, 1,7 г – масса колибри.

19,3 ・ 1,7 = 32,81 (г) – масса воробья.

– Как иначе вычислить массу воробья?

2. С. 138, № 6.337.

– С какими величинами эта задача?

– Чему равно расстояние между велосипедистами?

– Что ещё известно в задаче?

– Что можно узнать, зная расстояние и время? (Скорость сближения.)

– Найдите эту скорость.

(14,76 : 0,5 = 29,52.)

– Решите оставшуюся часть задачи самостоятельно.

Проверка

Пусть скорость одного велосипедиста будет x.

Тогда скорость другого велосипедиста будет 1,4x.

Сумма скоростей двух велосипедистов будет x + 1,4x.

По условию задачи расстояние между населёнными пунктами 14,76 км.

Значит, можем составить уравнение:

x + 1,4x = 29,52

2,4x = 29,52

x = 29,52 : 2,4

x = 12,3

Значит, 12,3 км/ч – скорость одного велосипедиста.

12,3 ・ 1,4 = 17,22 (км/ч) – скорость другого велосипедиста.

Ответ: 12,3 и 17,22 км/ч.

VI. Самостоятельная работа

В а р и а н т 1

– Выполните деление.

53,4 : 1,5 = 35,6 0,1242 : 0,069 = 1,8

16,94 : 2,8 = 6,05 23,46 : 0,1 = 234,6

75 : 1,25 = 60 3,6 : 0,0001 = 36 000

В а р и а н т 2

– Выполните деление.

34,3 : 1,4 = 24,5 0,1387 : 0,073 = 1,9

14,58 : 3,6 = 4,05 3,2 : 0,001 = 3200

72 : 2,25 = 32 2,481 : 0,1 = 24,81

VII. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?

– Расскажите, как выполнить деление на 0,1; 0,01; 0,001.

Домашнее задание

С. 141, № 6.362, 6.367.