СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка урока поможет при подготовке к ОГЭ учащихся 9 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Открытый урок.


ТЕМА УРОКА: Р/р Подготовка к сочинению-рассуждению «Что такое природа?»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ (ГВЭ) по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание любви к природе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, заготовки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку, аудиозапись.


Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Аудиозапись «Звуки природы». Постановка цели урока.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа в группах.1 группа - работа по вариантам. 2 группа – работа по теме сочинения «Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?»

III. Орфографическая работа. Расширение словарного запаса учащихся. Ассоциативный ряд.

Природа
Окружающий мир
Окружающая среда
Земля
Флора
Фауна
Человек
Экология
Животные
Воздух
Водные ресурсы

IV. Работа над построением сочинения - рассуждения.


Слово учителя:

- Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения. Посмотрим, каковы требования задания 15.3 части3.:

Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое природа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1.Выдвижение тезиса.

Вопросы классу:

- Что значит дать определение слову?

- Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение.

- В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ПРИРОДА. Откуда мы можем узнать лексическое значение слова?

- Из толкового словаря.

- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Подберём синонимы к слову ПРИРОДА.

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по вопросам: «Что такое природа? Как нужно относиться к природе? Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы? Как нужно относиться к природе?» и т.д.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения).

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

( из прочитанных произведений, стихотворения русских поэтов о природе, произведения композиторов, картины художников, жизненные наблюдения и т.п.).

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры:

1) Стихотворения русских поэтов.

Ф.Тютчев, А.Майков, Е.Баратынский, К.Бальмонт, А.Плещеев, И.Суриков, А. Фет, С. Есенин, Я.Полонский, В.Жуковский, И.Никитин, И.Бунин, А.Блок, А.Пушкин

2) Произведения русских писателей.

А.Куприн «Белый пудель», А.Чехов «Каштанка», Л.Андреев «Кусака», И.Тургенев «Муму».

3)Картины русских художников-пейзажистов.

  • Иван Иванович Шишкин

  • Иван Константинович Айвазовский

  • Исаак Ильич Левитан

  • Василий Дмитриевич Поленов

  • Алексей Кондратьевич Саврасов

  • Архип Иванович Куинджи

  • Федор Яковлевич Алексеев

4) Произведения композиторов.

  • ВРЕМЕНА ГОДА» А. ВИВАЛЬДИ

  • «ВРЕМЕНА ГОДА» Й. ГАЙДН

  • «ВРЕМЕНА ГОДА» П.И.ЧАЙКОВСКИЙ

  • «МОРСКАЯ СТИХИЯ» Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

  • «ВРЕМЕНА ГОДА» В.А. МОЦАРТ


3. 2017 год – год экологии.

1) Работа экологов.

2) Почему этот год объявлен годом экологии?

Слово учителя:

- Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4.Написание вывода.

V. Рефлексия.

- Что нового и важного вы узнали на уроке?

- Где вы сможете применить полученные знания?


VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом: написать сочинение - рассуждение на тему: «Что такое природа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.