Проверка домашнего задания | Заслушивает ответы обучающихся по вопросам на слайде (слайд 1) Организует работу по смысловому чтению. Прием «Лови ошибку». Предлагает правильно расставить понятия в таблице (слайд 2,3) | Формулируют полные ответы на вопросы. Слушают ответ одноклассника, анализируют ответ, указывают на ошибки, оценивают ответ. Устно распределяют понятия по столбцам таблицы. Сверяют с правильными ответами на следующем слайде. |
Мотивация к учебной деятельности | Предлагает просмотреть видеосюжет из известного мультфильма. - Какую физическую величину измерял попугай? В каких единицах? (слайд 4,5) - Сегодня на уроке нам предстоит выполнить подобную задачу. Кто может сформулировать тему урока? Предлагает провести эксперимент. - Положите правую руку на парту, а левой рукой дотроньтесь до ножки парты. Что ощущает правая и левая рука? Разные ли температуры тел? Как определить температуру тела? (слайд 6) Создает ситуацию - Представим ситуацию: мама заказывает в ателье себе новое платье. Портной не стал снимать мерки с заказчика, а на глаз оценил рост, обхват груди, талии, бедер. Согласитесь ли вы заказывать платье у такого портного? Подводит обучающихся к выводу: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин. | Просмотр фрагмента мультфильма. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. Записывают в рабочих тетрадях. Выполняют указания учителя. Высказываются о своих ощущениях. Оценивают значения температуры крышки и ножки парты. Предполагают полученный результат в ситуации. Высказывают мнение о необходимости точных измерений. Формулируют выводы. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Организует работу с презентацией. На слайде рисунки приборов. - Как называется прибор? Какую физическую величину измеряют прибором? (слайд 7) - Вернемся к видеосюжету про попугая и удава. - Какую физическую величину измерял попугай? - С чем сравнивал попугай длину удава? - Что значит: измерить физическую величину? Организует работу с учебником. Работа по учебнику стр. 8 - Прочитайте правило. - Какое слово вам не понятно? Подберите синоним к слову и попытайтесь правило сформулировать проще (слайд 8) - Какие еще единицы длины вы знаете? - Можете ли вы назвать старинные меры длины? - Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых звучат эти меры? Что означает пословица? (слайд 9,10) Создают учебную ситуацию: предлагает измерить длину парты в пядях. - Какие результаты получились? -Удобно ли пользоваться такими мерами? - У меня на столе находятся приборы, которыми измеряют различные физические величины. Что общего у всех приборов? - Легко ли пользоваться такими приборами для измерения физических величин? Организует работу с презентацией. Предлагает определить показание прибора, шкала которого представлена на слайде. Подводит к сложной ситуации, в которой обучающиеся затрудняются определить показание прибора (слайды 11 - 14) | Рассматривают рисунки приборов, устанавливают правильное соответствие. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правило: измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Находят правило в учебнике, читают правило и пытаются сформулировать иначе, подобрав синоним к слову «однородной». Отвечают на вопросы. Вспоминают единицы длины, изученные в курсе математики, поясняют, что означают эти единицы. Приводят примеры поговорок и пословиц. Проводят измерения и приходят к проблеме: одинаковые по длине парты оказались разные по размерам, выраженным в пядях. Рассматривают приборы, делают вывод, что у всех приборов есть шкала. Пытаются определить значение измеряемой величины по рисункам на слайдах. Возникает проблема: на некоторых шкалах невозможно подобрать числовое значение величины. |
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | - Что необходимо знать, чтобы точно определить показание прибора? Организует работу с учебником. Правило: как определить цену деления. | Приходят к выводу, что надо знать значение одного деления на шкале – цены деления. Читают правило в учебнике. Составляют алгоритм. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | Ставит перед учениками задачу: определить цену деления физических приборов. Организует работу в парах, создает условия для укрепления межличностных отношений (слайд 20) | Работа в парах. Каждая пара получает лоток с приборами, записывают название прибора и определяют цену деления. Самостоятельно работают в тетрадях. После выполнения работы сверяют полученные ответы с ответами, записанными на дне лотка. |
Этап рефлексии учебной деятельности | - И в завершении урока мы поработаем с прибором – измеритель успеха. Выдает каждому ученику бумажный макет прибора и предлагает отметить по шкале этого прибора уровень своей успешности на уроке, нарисовав стрелку, показывающую уровень (слайд 22) | Работают со шкалой прибора. Оценивают успешность своей работы. Комментируют свою оценку. |