СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентация по теме "Русско - японская война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная папка содержит весь необходимый материал для данного урока. Презентация содержит красочный материал, все необходимые задания. Урок разработан в соответствие с УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта.

Просмотр содержимого документа
«документы»

«Русско-японская война»

Документ № 1. Военное оснащение стран накануне войны.

В техническом отношении русская армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.

Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.

Документ № 2. Военное оснащение стран накануне войны.

Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…

Всемирная история сражений. М.,2000г.

Таблица. Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.

Государство

Россия

Япония

К 1 января 1894 г.

Офицеры – 1118

Солдаты - 32716

Офицеры – 2476

Солдаты - 58446

К 1 января 1904 г.

Офицеры – 3249

Солдаты - 94586

Всего кораблей 63, общий тоннаж 190 тыс. тонн

Офицеры – 8082

Солдаты - 142663

Всего кораблей 80, общий тоннаж 260 тыс. тонн



Документ №3. «Манифест Николая II о вступлении России в войну с Японией» (27.01.1904 г.)

В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили со­гласие на пересмотр существовавших между обеими Империя­ми соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаме­нует собой открытие военных действий, японское правитель­ство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать На­шу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.

По получении о сём донесения Наместника Нашего на Даль­нем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою отве­тить на вызов Японии.

Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на едино­душную готовность всех верных Наших подданных встать вмес­те с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»

Документ № 4. «Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)

«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объ­являем этим манифестом всем нашим верным и храбрым под­данным следующее:

Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.

Несмотря на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим дер­жавам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою власть в этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохране­ние неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило бы бросить всякую надежду на мир на Дальнем Востоке , мы, ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...

Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...

Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»

Вопросы и задания к источникам:

- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти да­ты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажет­ся вам более убедительной? Почему?



Просмотр содержимого документа
«конспект»

«Внешняя политика. Русско – японская война»


Цель урока: познакомить учащихся с внешней политикой России на Дальнем Востоке; рассмотреть причины и последствия русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

Задачи:

- обучающие: формирование представления учащихся о характере внеш­ней политики мировых держав на рубеже ХIХ-ХХ вв. на Дальнем Востоке; осмысление причин и последствий русско-японской войны;

-развивающие: развитие исторического и критического мышления учащихся в работе с источниками, отражающими разные точки зрения и оценки фактов; содействовать развитию навыков групповой работы, самооценки учащихся; способствовать развитию информационной культуры учащихся, знакомству их с возможностями ПК

-воспитательные: ориентация учащихся на гуманистические и демокра­тические ценности, актуализированные при анализе и об­суждении форм взаимодействия власти и общества, личнос­ти и общества в России в годы русско-японской войны, воспитывать уважение к истории, к примерам героизма и мужества русских солдат .

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний

Формы работы учащихся: локализация фактов на тематической карте, анализ на её основе геополитической ситуации на Дальнем Востоке в начале XX в., многоуровневый анализ источников, дискуссия.


Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...
В. Плеве




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный


Приветствует учащихся. (Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.)

Приветствуют учителя.



1 - 2 мин.


2.

Изучение нового материала














































































Внешняя политика России в начале ХХ века. Ресурс № 1























































































Карта русско-японской войны. Ресурс № 2




























- В стране нарастал политический кризис, который был прерван вспыхнувшей русско-японской войной. Чем был вызван этот политический кризис.

«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К. Плеве. Япония оказалась подходящим противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией.

Постановка проблемы: Русско-японская война позор или школа мужества? Это нам предстоит сегодня выяснить.

Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.

Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны?

Тогда давайте выясним причины войны. Обратите внимание на факты. Сформулируйте причины войны:

- столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке;

- попытка захвата внешних рынков для развивающейся отечественной экономики;

- российская имперская экспансия на Восток;

- стремление России и Японии к обогащению богатствами Кореи и Китая.

- желание царского правительства отвлечь народ от революционных выступлений.

- А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю. Витте.

«Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем».

Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю. Витте)

«Россия к войне не готова...»

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока.

«Лучше война, чем революция...»

Цитата из газеты (конец 1903 г.)

Не только правящие круги, но и русское общество начала века резко разделилось в своем отношении к войне! Обратите внимание на документ № 1 и ответьте на вопросы к документу.

- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?

Анализ документов и таблицы

- Сделайте выводы на основе этих документов.

- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?



Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне.

Обратите внимание на документы Вопросы и задания к источникам:

- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти да­ты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажет­ся вам более убедительной? Почему?

Итак, как же развивались события русско-японской войны?

После цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и пра­вительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

- Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне?


27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посред­ничестве президента США Теодора Рузвельта начались перегово­ры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.

Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 г.

* Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Са­халина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

* Признание Кореи сферой интересов Японии.

* Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

* Предоставление Японии режима благоприятствования в тор­говле с Россией.

* Вывод русских и японских войск из Маньчжурии

Итоги войны:

  • Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;

  • Большие людские потери

  • Позор от проигранных сражений

  • Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке

  • Потеря полуострова Сахалин

  • революция

- Война закончилась, и потянулись по дорогам вои­ны, изувеченные, раненные, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.

О войне 1904-1905 гг. сложено много песен, но строчки из пес­ни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшей от­кликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени от­ражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждала Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь. «Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Н. Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать.

Записывают тему урока в тетради.







Слушают учителя.







Знакомятся с проблемным вопросом урока.




Отвечают на вопрос учителя (Нет).





Знакомятся с информацией презентации и формулируют причины русско-японской войны. Затем записывают их в тетради.









Слушают учителя.









Знакомятся с информацией слайда.













Знакомятся с документами и таблицей на слайде и делают выводы, выдвигают предположения о том, с какими трудностями пришлось столкнуться России в начале войны.





Обучающиеся знакомятся с текстами Манифестов императоров и отвечают на вопросы учителя.














Обучающиеся смотрят видеофрагмент о событиях русско-японской войны.









На основе ранее изученных документов и просмотренного видеофрагмента, обучающиеся делают выводы о причинах поражения России в войне. Записывают их в тетрадь.



















Слушают учителя и знакомятся с текстом на слайде.

35 мин.

3.

Первичное закрепление изученного.


- Русско-японская война позор или школа мужества?


Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока.

5 мин.

4.

Подведение итогов урока.


Благодарит учащихся за работу на уроке.


1 мин.