Тема: Повторительно-обобщающий по теме: «Древний Египет»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Форма урока: развивающая игра-путешествие.
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме Древний Египет; развивать познавательную активность учеников.
Планируемые результаты: предметные: анализировать исторические факты и события по теме «Древний Египет»;
выполнять тестовые задания;
устанавливать причинно-следственные связи,
выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;
слушать и слышать друг друга;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
определять последовательность действий;
формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
личностные УУД: осознавать важность изучения истории;
выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния).
Оборудование: учебник А.А Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира», Г.И.Годер
«Рабочая тетрадь по истории Древнего мира», Г.И.Годер
Контурная карта. Атлас «Древний мир»
«Методическое пособие по истории Древнего мира», Н.В.Бабкина
«Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников».
Настенная карта «Древний Египет», проектор, ноутбук, раздаточный материал, компьютерная презентация, карта путешествия.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Давайте мы сегодня подарим друг другу хорошее настроение. Я вам улыбнусь, и вы мне в ответ улыбнитесь. Настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.
-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у нас есть возможность показать свои знания.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Итак, ребята, сегодня у нас с вами необычный урок истории! Включить музыку
- Давайте немного пофантазируем, что мы, не ученики 5 класса, а матросы. Сидим на берегу моря и слушаем рассказы бывалых моряков. И вот входит капитан. «Я собираю команду, чтобы отправиться в плавание. Но мы не будем сопровождать торговые корабли, не будем ловить рыбу, не выйдем в море под черным пиратским флагом. Мы отправимся на поиски клада и когда найдем его, то разделим поровну. А найти его мы сможем с помощью ваших знаний.»
- Ребята, кто хочет отправиться со мной в это опасное, но очень увлекательное путешествие? Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы.
- По описанию догадайтесь, в какую страну отправляемся в путешествие.
В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. По берегам растут финиковые пальмы и душистые акации и высокий тростник. В водах реки обитает множество рыб и крокодилов. В прибрежных зарослях можно увидеть и дикую кошку, и уток, и гусей. Где вода - там и жизнь…
- Это страна? Египет
Слайд 2
- По каким признакам вы догадались? Северо-восток Африки, пустыни, одна из крупных рек в мире Нил.
- Какие пустыни окружают Древний Египет? (Аравийская, Нубийская, Ливийская)
- Кто может пройти к доске и показать на карте территорию Египта и окружающие его пустыни? Египет, так называлась страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
- А что сегодня нам предстоит сделать на уроке? (Повторить.)
- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.
Слайд 3
- С первым заданием вы справились, придется вас взять с собой в путешествие.
- А вот на чем можно добраться до Африки? (Лодка! Катер! Самолет! Корабль!)
- Мы поплывем с вами на корабле.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Включить музыку
- Настроимся на путешествие. Сядьте поудобнее, закройте глаза и немного отдохните. (Звучит релаксирующая музыка)
- Наш корабль вышел в море, медленно-медленно качаемся на волнах. Над нами голубое-голубое небо. Солнечные лучи ласкают наше лицо.
- Настроились? Открывайте глаза.
- . Остановка «Историческая разминка» Слайды 4-16 (КОРАБЛЬ)
1. Слайд 5“Царь богов”, главный бог. (Амон-Ра)
- Как его называют египтяне. (Бог солнца.)
- У вас на столе лежат кружки. Представим, что это солнечный диск, а чтобы засияло наше солнце, вы должны показать свои знания, получив за каждый правильный ответ по лучу.
Слайд 6 Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)
Слайд 7 Столица объединённого Египта. (Мемфис)
Слайд 8 Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)
Слайд 9 Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)
Слайд 10 Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)
Слайд 11 Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
Слайд 12 Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?
Слайд 13 Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
Слайд 14 Богиня, жена Осириса. (Исида)
Слайд 15 Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
Слайд 16 Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)
- Вот и заработали вы, ребята свои первые лучи.
Остановка «Государственная» Слайды 17-20 (КОРАБЛЬ)
- Сделайте вывод о том, какую роль играл фараон в древнеегипетском государстве .(Фараон – Управление. Установление законов. Обозначение государственной принадлежности.).
- Сделайте вывод о том, какую роль играл вельможа в древнеегипетском государстве. ( Защита,-Управление,-Поддержание порядка,-Управление хозяйством,- Представительство страны перед другими государствами,
- Сделайте вывод о том, какую роль играла армия в древнеегипетском государстве. (-Защита. -Поддержание порядка)
-Не забывайте крепить свои лучи.
Остановка “Историческая математика” Слайды 21-22 (КОРАБЛЬ)
Дети решают задачи на листочкам и называют правильные ответы.
- 1. Сколько лет назад произошло объединение Египта? (3000+2016=5016 лет). - Расскажите о борьбе Северного и Южного царств Древнем Египте.
- 2. Сколько лет пирамиде Хеопса?(2600+2016 = 4616 лет).
- Что вы знаете о пирамиде Хеопса? Включить фильм
На фоне видеофильма идет рассказ о строительстве пирамиды
- 3. Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III? (1500+2016= 3516 лет).
- Итак, о развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования Египта. (Математика у них была развита потому, что для строительства каналов, пирамид, храмов и других сооружений требовалось точные измерения и расчеты.)
Ребята, вы устали? Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Поклонение Солнцу». (слайд 23) под музыку
“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.
Остановка «Исторический источник»
(Работа с учебником, рабочая тетрадь.) (КОРАБЛЬ)
(рабочая тетрадь задание №41 стр.32)
Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал. (Клятва умершего на суде Осириса) стр.54
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его. (Поучения писцов ученикам в Египте) стр. 62
3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят. ( Геб- бог земли говорил Богине неба Нут своей жене, так как она каждый вечер рождала звезды и они плыли по ее телу, а рано утром она проглатывала своих детей и из за этого они стали жить раздельно. Небо высоко поднялось над землей) стр.53
4. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница. (Приключения Синухета. древнеегипетская повесть) стр. 45
- Ребята, а что нам дают исторические источники? (работа с источниками нам даёт возможность узнать о прошлом, истории пирамид и т.д.)
Всем известно и не ново:
Карта - важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желанье,
Приступаем. Всем внимание!
Работа с контурной картой.
- Контурная карта стр.3 задание №2, 5.
- С какой целью совершали военные походы фараоны, в какие страны и с чем возвращались? (Синайский п-ов- завладеть медной рудой; Нубия –завладеть золотом; Палестина, Сирия, Финикия-завладеть скотом, деревом, серебром шерстяными тканями, племена ливийцев- захват стада коров, коз, овец)
Остановка «Историческая личность» (КОРАБЛЬ) Слайд 24
- Задание: Назовите имя. О ком идёт речь?
1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
2. Что вы знаете о французском ученом Франсуа Шампольоне. Слайд 25
У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.
Ребята, а у вас получится разгадать это задание?
Остановка «Путаница» Слайд 27 (КОРАБЛЬ)
А как древние египтяне делали папирус, мы узнаем, просмотрев видеофильм.
Просмотр видеофильма.
Остановка « Послание»
- Чтобы правильно прочесть то, что здесь написано, нужно вспомнить: как пользовались иероглифами древние египтяне.
- Теперь прочитайте содержание свитка сверху вниз:
-М
-Л
-Д
-Ц!
(МОЛОДЦЫ!)
-Вот и закончилось наше путешествие. Мы нашли КЛАД. (Учитель достаёт солнышко из сундука приклеить к сундуку к карте путешествия.)
Сокровища это –наши знания о Древнем Египте.
4. Организация самоконтроля и самооценка знаний.
Ребята, у вас получились солнышки. Оцените свое работу на уроке и поставьте отметку в кружок.
Денис, почему ты поставил себе отметку…(ответы детей)
Алла, почему ты поставила себе отметку…
Я, согласна (не согласна с вашими отметками и ставлю за урок…
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вы довольны своей работой на уроке?
Кто стал больше знать, чем в начале урока?
Нужно ли проводить подобные уроки?
Комментарии учителя к ответам и работе на уроке. Ребята, нарисуйте на солнышке смайлик, который описывает ваше настроение в конце урока. (Рисуют)
Вижу, многого добились.
Вот уроку и конец
Кто работал молодец
6. Домашнее задание:
Составить кроссворд по Древнему Египту в тетради из 8 слов.
Всем спасибо за активное участие. Молодцы.
РЕЗЕРВ
Задание «Переводчики» с египетского.
Учащимся необходимо соотнести слова в левом и правом столбиках таблицы. Ответы записываются на заранее заготовленных учителем бланках
1. Саркофаг | А. Знатный человек, ближайший помощник царя |
2. Вельможа | Б. Сбор в пользу государства |
3. Налоги | В. Место впадения реки в море |
4. Дельта | Г. Специальный гроб, куда помещали тело покойного |
5. Рельеф | Д. специалист по строительству зданий. |
6. Архитектор | Е. Выпуклое изображение на камне |
ОТВЕТЫ: 1- Г, 2-А, 3-Б, 4- В, 5-Е, 6- Д,
Конкурс «Веселая минутка»
Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте?
(«да» –хлопок в ладоши, «нет» - тишина)
-виноград (хлопок)
-сушеная рыба (хлопок)
- помидоры ( тишина)
-финики (хлопок)
-земляника (тишина)
-картофель (тишина)
-огурцы (тишина)
-мед (хлопок)
-тыква (тишина)
-дыня (хлопок)
-ячменные лепешки (хлопок)
-пиво (хлопок)
-молоко (хлопок)
-отварное мясо (хлопок)
Задание – “Текст с ошибками”
Древние египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Луны (Солнца).Ещё при их жизни им строили огромные гробницы –шадуфы (пирамиды).
МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района
Курской области
Тема: Повторительно-обобщающий по теме: «Древний Египет»
Подготовила учитель истории и обществознания:
Бобровская Ольга Вячеславовна