СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО на тему: "Центр в композиции"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве представлен конспект урока изобразительного искусства на тему "Центр в композиции", а также красочная презентация с иллюстрациями, примерами. 

Просмотр содержимого документа
«Центр в композиции»

«ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ»

Цель урока: создание композиции на тему «Летние впечатления» на картинной плоскости с ярко выраженным композиционным центром.

Задачи урока:

Обучающие:

- изучение понятия «композиционный центр», знакомство со способами выделения композиционного центра в композиции;

- формирование навыков  и умений  при организации  композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя  полученные знания на практике.  

Развивающие:

- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.


ХОД УРОКА

(1 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы изучим одну из важнейших тем для создания произведения изобразительного искусства - «Центр в композиции». Для вас не секрет, что любая картина, эскиз, зарисовка, несут какой-либо смысл, рассказывают историю, следуют идее. Раскрыть эту идею для зрителя помогает композиционный центр. (2 слайд) Сегодня мы с вами узнаем, что же это такое, для чего используется, где может встретиться в повседневной жизни и, конечно, как использовать композиционный центр в своих творческих работах. Цель нашего урока - создать картину с использованием полученных знаний.

(3 слайд) Начнем с вопроса. Как вы считаете, что такое композиция? (ребята отвечают) В любом виде искусства важную роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. Композиция и является соединением этих элементов в единое целое.

В течение урока мы составим словарь новых слов, он будет появляться на презентации.

(4 слайд) Композиция (лат. – "сочинение", "соединение") – построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

(5 слайд) Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии - понятия не разделимые.

(6 слайд) Ребята, как вы считаете, что же такое центр в композиции? (ученики высказывают свое мнение) В любом произведении искусства важно иметь главного героя или объект, который выражает идею художника. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, как выделить это главное, то есть композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.

(7 слайд) Композиционный центр - это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка.

(7 слайд) Композиционный центр также называют доминантой. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

(8 слайд) Художнику очень важно уметь определить композиционный центр и сделать на нем акцент в своей работе.

Как вы считаете, почему важно наличие композиционного центра?(ученики отвечают)

Дело в том, что наш мозг всегда стремится выделить главное. Когда мы можем выстроить иерархию, то мы чувствуем себя спокойно и комфортно. Композиция, лишенная доминанты, будет вызывать беспокойство.

(9 слайд) Что может быть центром композиции в картинах разных жанров?(ребята вспоминают жанры изобразительного искусства и отвечают на вопрос)

(9 слайд) Если речь идет о натюрморте, центром композиции может быть какой-либо предмет (ваза, чайник, фрукт и т.д.). (10 слайд) В пейзаже наше внимание (как и внимание художника) может привлечь дерево, дом или другой объект.

(11 слайд) Центром композиции в портрете или, например, бытовом жанре, может быть главный герой произведения, который выражает основную идею автора. Например, в картине Васнецова «Аленушка», центр композиции – Аленушка.

Композиционная ошибка может привести к курьезным последствиям. В портрете работы Робера Кампена (15 век), лицо модели занимает почти все пространство холста, поэтому центром композиции становится щека, которая вряд ли выражает идею сюжета.  

(12 слайд) Помимо композиционного центра в картине всегда есть геометрический центр.

Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. (13слайд)

Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. В живописи, графике или фотографии центр композиции как правило располагается по линии золотого сечения, то есть, рядом с центром.

(14 слайд) «Золотое сечение» или «золотая пропорция» - это универсальное проявление структурной гармонии. В процентном округлённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62% к 38%.

(15 слайд) Наш словарь почти заполнен.

(16 слайд) Чтобы разобраться, что такое золотое сечение, мы посмотрим мультфильм, а заодно отдохнем и наберемся сил.

(ссылка на мультфильм: https://youtu.be/NCqrEK9xTQQ)

(17 слайд) Золотое сечение бывает двух видов:

1. Спиралевидное золотое сечение. Достаточно визуально представить спираль на листе и уже на ней расположить предметы. Или ориентируясь на данный рисунок, тонкой еле заметной, карандашной линией, нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе – например, раковина улитки.

(18 слайд) 2. Диагональное золотое сечение. Диагональное золотое сечение широко используется в композиции для распределения объектов разных по смыслу. В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

(19 слайд) Вернемся к композиционному центру. Как вы думаете, всегда ли на картине только один композиционный центр? (ученики размышляют, отвечают) Центров композиции может быть несколько. Например, в шедевре Иванова «Явление Христа народу». Сначала наше внимание сосредотачивается на Иоанне Крестителе, расположенном на переднем плане, потом взгляд скользит в направлении, куда указывает его рука, и останавливается на одинокой фигуре Христа вдали, и вдруг, мы неожиданно замечаем необыкновенно живое и интересное лицо раба в нижней части картины.

(20 слайд) Наши глаза фокусируются на определенном объекте, к которому устремлен наш взгляд, все остальное в этот момент слегка расплывается. Проведем эксперимент. Посмотрите в окно. Затем сконцентрируйте взгляд на оконной раме. Хорошо ли вы различаете пейзаж за окном? Он будто в тумане, зато раму вы видите четко, ярко, объемно.

На центре композиции фокусируется наш взгляд, поэтому его нужно проработать более детально, чем все остальное.

Существуют разные способы выделения композиционного центра. 

(21 слайд) 1. Центр композиции можно выделить с помощью контраста. Контраст – сопоставление противоположностей. Часто главное выделяется контрастом тона или цвета: светлое на темном, темное на светлом, красное на зеленом, фиолетовое на желтом и т.п. Сопоставлять можно любые противоположности. (22 слайд)

(23 слайд) 2. Центр композиции можно выделить с помощью света. Нужно просто осветить центр композиции лучом света, оставив остальное в полумраке.

(24 слайд) 3. Центр композиции можно выделить с помощью движения. Изобразительное искусство, в отличие от кино не может показать движение, но оно может вызвать ощущение движения. Есть множество приемов для этого: диагонали, неустойчивые треугольники, ритм. Но немаловажное значение имеет момент запечатленного движения.

(25 слайд) 5. Центр композиции можно выделить с помощью изоляции - отделить от других персонажей.

(26 слайд) 6. Центр композиции можно выделить с помощью размера главного объекта.

(27-31 слайды) Ребята, давайте потренируемся определять композиционный центр. Для вас я нашла иллюстрации и фрагменты из мультфильма по «Сказке о царе Салтане». Ваша задача сказать, какой объект или персонаж является центром композиции.

(32-33 слады) А теперь перейдем к практической работе. Мы с вами изучили понятие композиционного центра, узнали как выделить его в произведениях живописи, рисунка, фотографии. Чтобы проверить ваши знания на практике, предлагаю вам создать композицию на тему «Летние впечатления». Вы можете нарисовать рисунок любыми материалами и в любом жанре. Главное ― выделить композиционный центр своей работы одним из способов, который мы изучили. В конце урока желающие смогут выйти и рассказать всем ребятам об идее своей картины, а ребята попробуют определить композиционный центр.

(34 слайд) Давайте подведем итоги урока. Ребята, подумайте и ответьте на вопросы.

  • Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

  • Какие новые понятия узнали?

  • Что для вас было самым простым? Что самым сложным?

  • Довольны ли вы результатом урока? Почему?

(35 слайд) Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«Центр в композиции»

ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ

ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ

ЦЕЛЬ УРОКА:   создание композиции на тему «Летние впечатления» на картинной плоскости с ярко выраженным композиционным центром. ЗАДАЧИ УРОКА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • создание композиции на тему «Летние впечатления» на картинной плоскости с ярко выраженным композиционным центром.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • вспомнить, что такое композиция
  • узнать, что такое композиционный центр
  • научиться выделять композиционный центр в своих картинах
ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ? В. Кандинский «Композиция на белом» Ученические натюрморты В. Кандинский «Композиция Х»

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?

В. Кандинский

«Композиция

на белом»

Ученические

натюрморты

В. Кандинский «Композиция Х»

СЛОВАРЬ Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

СЛОВАРЬ

Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

В. Серов «Девочка с персиками» А. Дюрер «Руки молящегося» КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ КОМПОЗИЦИЯ В РИСУНКЕ КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ

В. Серов «Девочка с персиками»

А. Дюрер «Руки молящегося»

КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

КОМПОЗИЦИЯ В РИСУНКЕ

КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ

ЧТО ТАКОЕ ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ?

ЧТО ТАКОЕ ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ?

СЛОВАРЬ Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости). Композиционный  центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

СЛОВАРЬ

  • Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

Композиционный центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько.

Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР фотография К. Моне «Прогулка. Дама с зонтиком» иллюстрация к сказке

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

фотография

К. Моне

«Прогулка. Дама с зонтиком»

иллюстрация к сказке

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕНТРОМ КОМПОЗИЦИИ В КАРТИНАХ РАЗНЫХ ЖАНРОВ? П. Сезанн «Натюрморт с гранатом и грушами»

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕНТРОМ КОМПОЗИЦИИ

В КАРТИНАХ РАЗНЫХ ЖАНРОВ?

П. Сезанн

«Натюрморт

с гранатом и грушами»

В. Ван Гог «Звездная ночь»

В. Ван Гог

«Звездная ночь»

В. М. Васнецов «Алёнушка» Р. Кампен «Портрет»

В. М. Васнецов

«Алёнушка»

Р. Кампен

«Портрет»

СЛОВАРЬ Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости). Композиционный  центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание. Геометрический  центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один.

СЛОВАРЬ

  • Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).
  • Композиционный центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько.
  • Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ

«Золотое сечение» или «золотая пропорция» ― это универсальное проявление структурной гармонии.

«Золотое сечение» или «золотая пропорция» ― это универсальное проявление структурной гармонии.

СЛОВАРЬ Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости). Композиционный  центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание. Геометрический  центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один. Золотое  сечение — деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка.

СЛОВАРЬ

  • Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).
  • Композиционный центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько.
  • Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.
  • Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один.

Золотое сечение — деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка.

1. Спиралевидное золотое сечение. Достаточно визуально представить спираль на листе и на ней расположить предметы. Или тонкой карандашной линией нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе. Л. Да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»)

1. Спиралевидное золотое сечение. Достаточно визуально представить спираль на листе и на ней расположить предметы. Или тонкой карандашной линией нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе.

Л. Да Винчи

«Мона Лиза» («Джоконда»)

2. Диагональное золотое сечение. В прямоугольнике проводим диагональ. Из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

2. Диагональное золотое сечение. В прямоугольнике проводим диагональ. Из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

ВСЕГДА ЛИ НА КАРТИНЕ ТОЛЬКО ОДИН КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР? Центров композиции может быть несколько. А. А. Иванов «Явление Христа народу»

ВСЕГДА ЛИ НА КАРТИНЕ ТОЛЬКО ОДИН

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР?

Центров композиции может быть несколько.

А. А. Иванов

«Явление Христа народу»

СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО  ЦЕНТРА

СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА

1. КОНТРАСТ

1. КОНТРАСТ

СЛОВАРЬ Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости). Композиционный  центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание. Геометрический  центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один. Золотое  сечение — деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка. Контраст – сопоставление противоположностей.

СЛОВАРЬ

  • Композиция (лат. – «сочинение», «соединение») — построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).
  • Композиционный центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько.
  • Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.
  • Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один.
  • Золотое сечение — деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка.

Контраст – сопоставление противоположностей.

2. СВЕТ Я. Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» Рембрандт «Возвращение блудного сына»

2. СВЕТ

Я. Вермеер

«Девушка с жемчужной сережкой»

Рембрандт

«Возвращение блудного сына»

3. ДВИЖЕНИЕ

3. ДВИЖЕНИЕ

4. ИЗОЛЯЦИЯ

4. ИЗОЛЯЦИЯ

5. РАЗМЕР

5. РАЗМЕР

ТРЕНИРОВКА

ТРЕНИРОВКА

ОПРЕДЕЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ОПРЕДЕЛИ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание: нарисовать композицию на тему «Летние впечатления», выделив композиционный центр.

Задание: нарисовать композицию на тему «Летние впечатления»,

выделив композиционный центр.

  • любой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет)
  • любые материалы
  • помни про правила композиции
  • выдели композиционный центр
  • после выполнения расскажи про свою работу всем ребятам
РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
  • Какие новые понятия узнали?
  • Что для вас было самым простым? Что самым сложным?
  • Довольны ли вы результатом урока? Почему?
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!