1. Мотива- ция к учебной деятель-ности. | Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (дети хором) «пять». – Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают карточку с улыбающимся или грустным лицом.) – Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. | Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратно связи |
2. Актуали-зация и пробное учебное действие | Воспроизве-дение ранее изученного, установле-ние преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,— Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!» Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок - Кто автор этих строчек? - Из каких произведений? - Каковы темы произведений? - Какие произведения данного автора вы знаете? | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточ-но для полных ответов | Группо-вая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы | Устные ответы |
3. Целепола- гание и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельнос-ти учащихся. | - Можете сформулировать тему нашего урока? Цель урока? - Обратимся к эпиграфу учебника: -А что такое эпиграф? Это краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.) - Как вы поняли слова эпиграфа? (Эпиграф относится к жизни самого поэта, говорит о его воле и труде.) - Слово учителя: Он обладал даром большого поэта, выражал главное, чем жили его современники. Некрасов открыл для русской поэзии нового героя – простого человека с его нелегкой судьбой. Главная тема его творчества – судьба труженика, судьба русского народа. Он сочувствовал им, это вызывало и вызывает живой отклик в сердцах читателей. | Формулиру-ют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | Индивидуаль-ная, группо-вая | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию. | Вопросы для уточне-ния информации. Устные ответы. |
4. Первич-ное знакомство с биографией поэта. | | - Просмотр презентации (Слайды 1 – 15). -Подбор вопросов для одноклассников по биографии поэта. | Получают знания, готовят вопросы для одноклассников | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. | Вопросы для уточне-ния информации. Устные ответы |
5. Первич-ное закрепле-ние. | Эвристичес-кая беседа, составление связных ответов | - Ответы обучающихся на вопросы одноклассников по биографии поэта. | Отвечают на вопросы одноклассников | Групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации | | - Это строчки из стихотворения «Железная дорога». Как вы думаете, какова тема этого произведения? (Слайд 16) - Знакомство с исторической справкой. (Слайд 17). - Работа с эпиграфом к произведению. Чем он необычен? (В качестве эпиграфов обычно используют пословицы, цитаты. А это отрывок разговора мальчика с отцов в вагоне. Разговор построен как сцена из пьесы: есть действующие лица, их реплики, авторские ремарки.) -Прослушивание стихотворения по фонохрестоматии. - Какое значение играет эпиграф? (Стихотворение – отклик на разговор в вагоне.) - Кто участвует в диалоге? (Отец и сын). - На что настраивает нас эпиграф? О чём пойдёт речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Какой замечательный человек этот Пётр Андреич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу). - Действительно ли об этом рассказано в стихотворении? (Нет. В стихотворении говорится, что строителем дороги является народ, а граф лишь руководил работой). Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда, народного труда. - К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги является многострадальный народ). -Композиция стихотворения «Железная дорога». – Дайте определение композиции. (Композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.) – Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их. – По мере прочтения стихотворения запишите план в тетрадь. - Словарная работа. (Слайд 18) - Чтение и анализ части 1 стихотворения. (Слайд 19) - Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (Осенний пейзаж). - Каким настроением проникнута? (Бодрости, ясности, покоя). - Какое восклицание появляется дважды? («Славная осень!»). - Какая строка передаёт состояние умиротворения? («Всё хорошо под сиянием лунным»). - Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? (Это образ родной природы, поэт любит свою Родину, восхищается всем увиденным, любит не за дивные красоты, а потому, что это его Родина. Как любят мать. Называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь). - Задание: определить виды рифм, способы рифмовки, размер стиха. - Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающийсахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно». Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха). - Какое слово выбивается из этого ряда? («Безобразие»). - «Нет безобразья в природе», значит где-то оно есть? Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава. (Слайды 20, 21) | Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная работа | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Составление плана стихотворения. |
7. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке | Заключи-тельная беседа по вопросам | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Как вы оцениваете ответы своих одноклассников? Свои? -Домашнее задание : выучить наизусть 1 часть стихотворения. - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональ-ное состояние на уроке. | Индивидуаль-ная | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оценивание работы учащих-ся на уроке |