СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 6 классе "Произведения о Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе "Произведения о Великой Отечественной войне"»

Урок литературы в 6 классе

Произведения о Великой Отечественной войне


Цели: 1) познакомить с произведениями о Великой Отечественной войне, рассказать значении поэзии в годы ВОв, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

2) развивать представления детей о событиях военных лет;

3) воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за своих земляков- ветеранов.


ПЛАН

  1. Организация на урок.

  2. Сообщение темы и цели.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о ВОв, перелистаем страницы истории нашей Родины.

III. Ход урока.

1. Беседа.

- Когда началась ВОв?

-Когда закончилась?

-Сколько лет прошло со дня Победы?

2. Слово учителя. (Слайд 1)

Горькие дни 41 года – начала войны…

Первым откликом на события 22.06.41 г. стала песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война». Эта песня стала «музыкальной эмблемой» ВОв. Впервые песня прозвучала в двадцатых числах июня 1941года на Белорусском вокзале в Москве, когда воинские эшелоны уходили на запад. Песня была исполнена пять раз подряд, слушавшие ее были захвачены грозной силой этой песни, пробуждавшей в сердцах жажду подвига и ненависть к врагам.

(Бегущие слайды с фотографиями о войне на фоне музыки «Священная война»)

- Народы подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену – 27 миллионов человек. Из мужчин 1923 года рождения, тех, кому в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 %.

(На фоне слайда)

- От Москвы до Берлина 2600 км

От Москвы до Берлина поездом 4 суток,

самолетом 4 часа…

А перебежками и по-пластунски – 4 года…

И 27 миллионов погибших солдат.

4 года – это:

1418 дней,

34000 часов.

3. Рассказ ученицы о станице. (Слайд)

- Станица Анастасиевская – небольшой уголок кубанской земли, но о нем знают многие. До войны это был райский уголок: богатая рыбой, красной и черной икрой река Кубань, в лиманах и камышах водилась дичь и рыба, на полях колосились злаковые культуры, а в садах спели фрукты. Запомнили нашу станицу фашистская Германия. Но не только за богатства, а за самоотверженную борьбу, которую вели местные жители и солдаты за освобождение станицы.

8 августа 1942г. Тишину станицы нарушили выстрелы и чужая немецкая речь. Срочно большая часть людей была эвакуирована в те места, где еще не было боевых действий. Перед уходом в плавни, в партизаны жители взорвали здание сельского совета, мельницу, электростанцию, подожгли нефтебазу. Станица погрузилась в мертвую тишину.

228 дней оккупации – это время сплошного кошмара. Немцы грабили население, тащили все, что было в хозяйственных дворах. Забирали кур, свиней, скот. Криками согнали жителей на митинг и предупредили. Что за убийство хоть одного немца или румына – расстрел, за неповиновение – смерть. В этот же день расстреляли трех коммунистов: Гунько И.И., Петина И.В., Яценко С.М. На МТФ-2 бывшего колхоза «Красный маяк» фашисты оборудовали лагерь военнопленных. Отступая, полностью уничтожили пленных и их трупами забили колодцы.

За время оккупации все дома были разрушены, стояли несколько хат без окон и дверей. Ущерб станице составлял более чем на 1 млр рублей. Полностью было уничтожены сложившееся хозяйство 10 колхозов, МТС, школы, больница.

Ст. Анастасиевская была освобождена утром 31 марта 1943 года. 1-й и 4-й батальоны 43-й стрелковой бригады первыми ворвались в станицу и вместе с другими частями 9-го стрелкового корпуса 9-й армии вышли к реке Курке.

Последние дни освобождения были ожесточенными, страшными, горела земля от катюш, ревели самолеты, солдаты падали как мухи: и наши, и немцы. В 1956 году, когда делали оросительную систему, раскопали окопы и блиндажи. Все они были забиты трупами. Останки солдат перенесли в братскую могилу, которая находится на территории мемориала. Здесь захоронено около 2000 освободителей станицы.

Ежегодно в день освобождения станицы 31 марта и в День Победы 9 Мая ветераны войны – жители станицы и участники освобождения станицы участвуют в митинге, посвященном этим знаменательным датам.

4. Изучение нового материала.

1) Знакомство с поэтом Самойловым.

. Многие писатели и поэты откликнулись на всеобщую беду. Своими произведениями они поднимали боевой дух солдат, помогали людям в тылу.

(Рассказ ученика о Самойлове) (Слайд)

2) Работа над произведением.

-Прослушайте стихотворение «Сороковые». Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Читает наизусть ученик это стихотворение)

3). Работа по учебнику.

- Найдите эпитеты в 1 четверостишии.

-Можно ли понять настрой автора по этим эпитетам?

-Сравните 1 и последнее четверостишие. Чем отличаются?

-Найдите синонимы, контекстные антонимы.

- Почему в названии автор использует одно слово?

- Что противопоставляет?

4). Рассказ ученика о К. Симонове. (Слайд)

-Прослушайте стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Какими чувствами наполнено стихотворение?

(Прослушивают аудиозапись. Одновременно бегущие слайды с фотографиями)

5). Работа над стихотворением.

- Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?

- Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?

-Найдите повтор.

6). Песни.

С первого дня войны и до праздничного военного салюта песни всегда были с солдатом, помогали преодолеть трудности фронтовой жизни, поддерживали их в минуты грусти, скрашивали разлуку с любимыми, близкими. Они и теперь по-прежнему волнуют души ветеранов, всем людям нынешнего поколения.

Большую радость принесла Победа. Песня «День Победы» была написаны спустя 30 лет после войны. Песню невозможно слушать без слез. Музыка Тухманова, слова Харитонова. (Слушают запись, кто знает слова – поют).

Говоря о Победе, мы не можем забыть тех, кто не вернулся с этой войны. В песне «Журавли» Френкеля и Гамзатова автор сравнивает погибших друзей с журавлями. (Исполняют песню подготовленные дети).

IV. Итог.

Произведения о ВОв рассказывают не только о страницах страшной войны, но и призывают нас помнить о тех, кто не вернулся, отдал жизнь за свою Родину. Память о них – лучшая награда героям.

V. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий:

  1. Выучить стихотворение по выбору,

  2. Нарисовать рисунок к изученным стихотворениям,

  3. Написать рассказ о своем родственнике, который воевал или находился в оккупации.