Тема урока: «Дальневосточный экономический район»
Слайд 1 «Дальний Восток»
Я предлагаю посмотреть видеоролик и определить, какой район будем изучать.
Ролик «От края до края»
Послушаем стихотворение, которое нам подготовила …, автор Куншин.
? Скажите, пожалуйста, какой раздел географии мы изучаем и какую тему рассмотрим сегодня?
? Мы изучаем экономические районы и сегодня переходим к изучению самого удаленного от центра России экономического района.
? Давайте вспомним, по какому плану мы изучаем экономические районы и попробуем назвать (определить) цели нашего урока.
План у нас на доске:
План
1.Состав района. ЭГП.
2. Природные условия и ресурсы
3. Население.
4. Отрасли специализации хозяйства.
Слайд 2 «Цели»
Цели: определим состав района, выявим особенности ЭГП; дадим оценку природных условий и ресурсов; выделим ведущие отрасли специализации.
Учитель: Сегодня нам предстоит провести исследование данного района. Класс поделен на группы и перед каждой группой стоит определенная задача. Специалисты каждой группы проводят исследования в своей области, работая с разными источниками информации (текст учебника §59 стр. 259, административную карту России, отдельную карту «Восточная Сибирь и Дальний Восток», а также другие тематические карты атласа. Кроме этого некоторые учащиеся получали опережающее задание, и мы сегодня их тоже послушаем.
1 группа, 1 вопрос.
1. Состав и ЭГП района.
Учитель: Определим состав Д.В., т.е. какие субъекты Федерации входят в данный экономический район. Назовем и покажем по карте.
Слайд 3 «Состав территорий»(физическая карта)
Слайд 4 «Состав территории»
Слайд 5 «Особенности ЭГП»
Учитель: Итак, мы с вами выявили состав и ЭГП района. Какой же можно сделать вывод по данному вопросу?
Вывод: То, что территория имеет выход к морям, это большой плюс, и способствует развитию экономических отношений. Но большая удаленность района от основных экономических центров России несет большие транспортные расходы, поэтому это оборачивается некоторыми финансовыми проблемами.
2. Природные условия и ресурсы.
? Как вы думаете, что мы будем изучать при изучении природных условий и ресурсов?
- Климат, рельеф, растительность и животный мир, реки, озера, полезные ископаемые.
?А почему так важно знать природные условия и полезные ископаемые района? Что зависит от них?
-
- Образ жизни человека, одежда, т.е. если человек живет на экваторе, то образ жизни и хозяйственная деятельность будут одни, а если человек живет на крайнем севере, то хозяйственная деятельность будут иными.
1) Охарактеризуем климат Д.В.
2) Рельеф
Слайд 6 «Рельеф»
Слайд 7 «Природные ресурсы»
3) Растительность и животный мир
Слайд 8 «Растительный мир»
Слайд 9 «Лиственницы и др.»
Слайд 10 «Рыбные»
4) Реки и озера. Внутренние воды.
Слайд 11 «Водные ресурсы»
5. Полезные ископаемые
Слайд 12 «Полезные ископаемые»
Слайд 13,14 «Полезные ископаемые»
! Говоря о полезных ископаемых и природных ресурсах Дальнего Востока, нельзя не сказать об уникальных местах этого района.
Ролик «Кроноцкий заповедник»
Уч. Мы рассмотрели природные условия и ресурсы Дальнего Востока. Давайте попробуем сделать вывод о природных ресурсах данного региона.
Вывод: Можно сделать вывод, что Дальний Восток очень богат природными ресурсами. Особенно много лесных и гидроресурсов. А также много различных полезных ископаемых, таких как вольфрам, алмазы, золото и др.
Учит. Слайд 15 «Природные условия Д.В.»
Слайд 16 «Вывод: Природные ресурсы Д.В. богатейшие»
3 группа «Население»
1) О плотности и размещении населения исследование провела _____ .
Слайд 17 «Распределение населения по регионам Д.В.»
Учитель дополняет, т.е. анализируют таблицу.
Слайд 18 «Численность городского и сельского населения по регионам»
? Как вы думаете, почему плотность населения различна в разных районах Д.В.?
2. А какие народы проживают на Д.В.? На этот вопрос у нас искала ответ _____ .
Слайд 19 «Коренные народы Дальнего Востока»
Слайд 20 ―‖―
Слайд 21 ―‖―
Уч. На самом деле на Д.В. проживает очень много коренных народов со своими обычаями, традициями.
Небольшое сообщение о некоторых обычаях коренных народов подготовила ________ .
Разв-ся и культура
Ролик «Чайка»
Здесь мы видим и национальную одежду, танцы, инструменты.
?Какой же мы вывод сделаем по вопросу о населении?
Вывод: На Дальнем Востоке проживает много разных народов, особенно коренных с разными традициями и обычаями. Наиболее высокая плотность населения наблюдается в южных районах, наиболее низкая - в северных.
Слайд 22 «Население, вывод»
4. Отрасли специализации хозяйства.
? Вот мы и изучили природные условия, ресурсы и полезные ископаемые Д.В. . Как вы думаете, какие же отрасли хозяйства здесь будут развиваться на основе этих ресурсов?
Слайд 23 «Отрасли специализации хозяйства»
1)Цветная металлургия.
Уч. 1) На Д.В. много руд цветных металлов, поэтому здесь развивается цветная металлургия. Расскажем нам об этой отрасли ________ .
Слайд 24 «Цветная металлургия»
2) Рыбная промышленность.
Сегодня мы определили, что Д.В. очень богат рыбными ресурсами. Соответственно развита и рыбная промышленность.
Ролик из диска, слайды 25,26 «Рыбная промышленность»
3) О развитии лесной промышленности расскажет _______ .
Слайды из папки «Лесная промышленность»
4) Сельское хозяйство
Сл. 14, 1 предл. по Д.В.
Несмотря на то, что климатические условия на Дальнем Востоке не столь благоприятны на основной территории, тем не менее с/х здесь тоже развивается.
Вывод: __________ .
Для того, чтобы проверить, как вы поняли тему, проведем тестовую работу.
Взаимопроверка: №1 – 4, №2 – 3,4, №3 – 1, 3, №4 – 2, №5 – 3,4, №6 – 2, №7 – 4, №8 – 4, №9 – 3, №10 – 3.
Подведение итогов:
Рефлексия
Продолжите предложение:
? 1. Сегодня на уроке мы изучаем тему ……… .
?2. Что вы узнали нового на уроке? …..
?3. Что вам понравилось? …….
?4. У меня вызвало затруднение …………
Постановка целей в начале урока; 2) не сразу могла объяснить причины неравномерного размещения населения
Слайды интересные, ролики
Работать с атласом
Искать ответы в тексте учебника
Сообщения(выступления товарищей)
Д/з, оценки.