УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
СТЫЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2 классе по теме:
"В МИРЕ РАСТЕНИЙ. РАЗНООБРАЗИЕ
РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА"
Учитель начальных классов
БАЛАКАЙ
ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
Окружающий мир 2 класс
Тема урока: В мире растений. Разнообразие растительного мира.
Цель урока: знакомить учащихся с растительным миром;
формировать представления о разнообразии растительного мира;
учить различать деревья, кусты, травянистые растения; раскрыть
их значение для людей;
воспитывать бережное отношение к растениям, желание
ухаживать за ними и охранять их.
Оборудование: картина-таблица «Какие бывают растения», таблица
«Органы растений», гербарий, коллекция «Плоды и семена»,
иллюстрации к загадкам, шкатулка с плодами, цветы.
Ход урока
І. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока – «В мире растений».
Мы должны с вами расширить знания о растительном мире, научиться различать растения по видам, раскрыть значение растений для людей.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
Весь мир вокруг нас – это природа.
- Вспомните, какую различают природу (Живую и неживую).
- Чем живое отличается от неживого? (Всё живое растёт, дышит, питается, даёт потомство и умирает).
- Что относится к живой природе? (Человек, животные, растения, грибы).
Отгадайте загадку: Дышат, растут,
А ходить не могут (Растения).
ІІІ. Изучение нового материала
1.Информационно-познавательная часть (учитель)
Большое дерево, самый маленький кустик, любая травка – это растения. Растения очень разнообразны, Первые растения появились очень давно, около 250 млн. лет назад. Это были:
мхи лишайники

хвощи папоротники
Без растений жизнь на земле невозможна, потому что только они способны предотвращать излишек углекислого газа в атмосфере и поддерживать необходимый уровень кислорода. Растения задерживают пыль, копоть, поглощают шум.
Жизнь человека также тесно связана с растениями, потому что человек употребляет их в пищу. Основными хлебными растениями являются пшеница, рис, ячмень, овощными – картофель, капуста, морковь, свекла, зернобобовыми – горох, фасоль, соя, масляничными – подсолнечник, кукуруза, маслина (оливки).
Из древесины растений изготовляют почти 10 тыс. разновидностей изделий и продуктов: бумага, мебель, краски, лак, стройматериалы, спирт. Среди растений есть много таких, которые используются как лекарства.
Неоценимое значение растений в жизни человека как источника эстетических чувств.
2. Создание проблемной ситуации
На доске картинки с изображением растений:

яблоня клён малина

лещина картофель одуванчик
Задание для учащихся:
- На сколько групп и по каким признакам можно распределить эти растения? (2 группы: в одной - растения, которые выращивает человек на огородах, полях, в садах, в парках; в другой – растения, которые никто не садил и никто за ними не ухаживает).
Учитель: Растения, которые выращивает человек, называют культурными. Это вишни, розы, огурцы. Растения, что выросли сами и за ними никто не ухаживает, – дикорастущие. Например: липа, акация, дуб, подорожник.
- Эти растения можно разделить на 3 группы.
1-я группа – яблоня, клён – это деревья.
2- я группа – малина, лещина – кусты.
З- я группа – картофель, одуванчик – травы.
- Как назвать эти группы растений?
Постановка проблемного вопроса:
- По каким признакам можно разделить все растения на деревья, кусты, травянистые растения? (Деревья высокие, а кусты и травянистые растения низкие).
Зачастую это так. Но вспомните куст сирени. Он высокий.
3. Таблица, гербарий.
- Мы можем отличить дерево от куста?
- Какая между ними разница? (Дерево имеет один крепкий ствол. У куста от корня растёт несколько стеблей. Они деревянистые, крепкие, но намного тоньше).
4. Схематические рисунки растений на доске



- Помогите мне изобразить дерево, куст, травянистое растение. (Рисуем дерево).
- Какой орган нужно изобразить сначала? (Корень).
- Почему? (Потому что он первым появляется, когда прорастает семя).
- Что дальше? (Стебель)
- Сколько стеблей у дерева? (Один).
- Какой стебель у дерева? (Твёрдый, крепкий, деревянистый).
Деревянистый стебель называется стволом (Рисую на доске).
- Что надо нарисовать на дереве? (Листья, цветы, плоды).
(В такой же последовательности под «диктовку» изображаю, придерживаясь пропорций, куст и травянистое растение)
5.Сравнение растений
- Внимательно рассмотрите схематические рисунки.
Сравните их между собой.
- Чем же отличаются деревья, кусты и травянистые растения? (Все растения отличаются стеблем: у дерева один деревянистый ствол; у куста стеблей много и они тоже деревянистые; у травянистых растений стебель мягкий, сочный).
- По какому признаку растения разделяются на 3 группы? (Растения делятся на деревья, кусты, травянистые растения по особенностям стебля).
6.Физкультминутка (Песенка «По малинку в сад пойдём»)
По малинку в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём.
Там малинки наберём, наберём, наберём.
Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
- А к какой группе растений относится малина? Почему?
(Показываю детям куст малины, выкопанный с корнем для посадки)
- Как раз в такую пору или ранней весной пересаживают малину. Я выкопала этот куст не только для того, чтобы вам показать, вы и так его видели, но и для того, чтобы сегодня этот куст посадить.
7.Рассказ учителя с элементами демонстрации плодов растений
- У растений есть плоды. (Дети рассматривают коллекцию плодов, разложенных на партах и столе)
шиповник орех жёлудь каштан


шишка калина рябина яблоко

клён лопух череда одуванчик
- Из чего же образуются плоды? (Плоды образуются из цветов).
В плодах есть семена. Плод защищает семена от повреждений.
Задание: рассмотрите плоды, назовите их, обратите внимание на внешний вид.
У клёна плоды – крылышки.
У лопуха и череды – колючки-крючочки.
В одуванчика – парашютики.
У рябины, калины – яркие сочные плоды.
- Из чего же образуются плоды? (Из каждого весеннего цветка).
- Какое значение имеют плоды? (В плодах находятся семена, из которых вырастают новые растения).
8. Опыт. Одновременно опускаю на пол плоды клёна и небольшой, но тяжёлый предмет.
(Дети видят, что плоды клёна отлетают на некоторое расстояние).
- Крылышки нужны для того, чтобы плоды отдалялись от дерева.
- Вспомните свои наблюдения за животными, когда они возвращались с пастбища. (Дети рассказывают, что видели, как на шерсти овец, коз, коров держатся плоды лопуха, череды)
- Животные разносят эти плоды далеко от того места, где они выросли. Птицы клюют ягоды рябины, калины, некоторые ягоды падают, а потом из них прорастают семена и т.д.
Вывод: ветер, вода, животные переносят семена на новые места, потом из них вырастают новые растения.
9.Физкультминутка
Хорошо в лесу гулять –
Отдыхаем мы опять.
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд –
Ветер их качает, гнёт.
Погуляли мы, ребята,
А теперь пора за парты.
IV. Закрепление изученного материала
1.Игра «Знаешь ли ты деревья, кустарники, травы?»
Загадки:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
берёза
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
ель
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
сосна
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.
липа
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
осина
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
дуб
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы
рябина
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
черёмуха
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички
ромашки
Эх, звоночки, синий цвет,
С языком, а звона нет
колокольчики
Рос шар жёлтый,
Стал он бел.
Ветер дунул –
И шар улетел
одуванчик
Белые горошки
На зелёной ножке
ландыши
Голова на ножке,
В голове – горошки
мак
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит
крапива
В золотой клубок
Спрятался дубок
жёлудь
2. Игра «Какое растение потеряло лист?»
(Учитель показывает листья из гербария. Учащиеся называют, какого растения этот лист и к какой группе оно относится)
3. Игра-упражнение-соревнование: каждый ряд учащихся записывает на доске название растений
1 ряд - В саду растут . . .
2 ряд - В лесу растут . . .
3 ряд - В огороде растут . . .
(Подсчитывается количество записанных растений, которые растут в указанном месте, дети называют, к какой группе они относятся, следят, чтобы названия не повторялись)
4. Работа по учебнику:
а) чтение и отгадывание загадок;
б) ответы на вопросы после текста.
5.Волшебная шкатулка
В шкатулке: жёлудь, лещина-орешек, шиповник, ноготки.
- Что это такое?
- К какой группе растений относятся?
Ноготки – это цветы. В медицине их называют календула. Это лекарственное растение. Цветок – целитель. Его семена похожи на когти у кошки, острые, загнутые. В давние времена ноготки считались королевским цветком.
Шиповник – высокий куст, высотой до 2 метров. Цветёт в мае-июне, плоды поспевают в августе-сентябре. Это лекарственное растение.
Орешек – это плод лещины. Лещина – это кустарниковое растение. Его плоды орехи едят, используют в приготовлении кондитерских изделий, вырабатывают из них масло. Из древесины лещины делают различные поделки.
Жёлудь – это плод дуба. Дуб – это большое дерево с широко раскинутыми крепкими ветками. Дуб всегда считался символом могущества. Он позже всех просыпается от зимнего сна, очень красиво цветёт. Листья с округленными вырезами, плоды – светло-коричневые блестящие жёлуди.
Древесина дуба красивая и крепкая, из неё делают мебель, паркет, строят корабли. Корой дуба лечат людей, животных, с желудей делают кофе.
Дуб в народе называют царём леса. Он олицетворяет красоту, величество, стойкость и долговечность.
6. Растения – предвестники погоды
Акация – перед дождём пчёлы облепляют дерево, в сухую погоду пчёл мало.
Ноготки, роза, шиповник - перед дождём не раскрывают бутоны
Фиалка, василёк, крапива - сильно пахнут на сухую погоду
Одуванчик – перед дождём, даже если на небе солнце, цветы одуванчиков закрыты.
V. Подведение итога урока. Рефлексия
- Что интересного узнали на уроке?
- О чём услышали впервые?
- На какие группы делятся растения?
- Какие ораны растений можете назвать?
Стихотворения о бережном отношении к природе
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы…
Тим Собакин
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!
VI. Домашнее задание
Страницы учебника по теме, нарисовать растение, подготовить описание цветка, загадку.