Тема: "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п, развития речи
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): Овладевают навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: Проявляют общепринятые правила человеколюбия, уважения к труду.
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации, схемы; логические – характеризуют согласные звуки [п], [п’]
Коммуникативные:описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Основное содержание темы,понятия и термины: Согласные буквы П, п; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение; многозначные слова.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса настрой на урок.
Приветствие учащихся.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Давайте с вами начнём наш урок с улыбки. Повернитесь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой).
II. Актуализация знаний
Мотивация учебной деятельности
-Ребята, какие звуки вы знаете? Какие они бывают? (Прошу перечислить, назвать слова, начинающ. На согл/гл)
III. Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.:
На макушке наши ушки
С «Пэ» захлопали, как … .
Ответ: Пушки
В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
-Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([п], [п’])
-Кто догадался, какая тема урока?
– Давайте сформулируем тему и учебную задачу урока.
(– Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме. Будем читать слоги и слова с новой буквой.)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Знакомство со звуком П П, и его характеристика.
- Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.
Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова печка, а вторая – пушка.
(два человека у доски)
Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.
(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)
-Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук П.
(– В слове печка звук [п’] мягкий, в слове пушка – [п] твердый.
По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы
- Согласным, твердым или мягким, глухим.)
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли,
Много ягодок нашли.
Присели, собрали.
И дальше пошли. (Любая знакомая физкультминутка)
Игра «хлопок-кулачок»
Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.
Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый - стучим кулачком. Если мягкий -хлопаем в ладоши. (Слова: плот, пилка, повар, пена, пилот, пыль, песня, полка, письмо.)
Знакомство с буквой П
-Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (п) на письме?
-Для чего две буквы? (Буква «Пэ» большая и маленькая. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)
-Посмотрите на доску. Почему на картинке именно петух?
- Итак, это буква П (пэ)
– На что похожа буква (пэ) П?
(Опережающее задание. Дети выходят к доске с рисунками и читают стихи.)
1. Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
2. Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
3. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
4. Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
-Ну а теперь нужно нам поместить новую букву в корзинку.
- В какую корзинку мы ее положим?
(Вернуться на доске к первому слайду, поместить П в корзинку с синей ленточкой, потому что звук согласный).
- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности своих ответов.
(Находят букву на ленте букв. Буква «ПЭ» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в нижнем ряду, потому что обозначает глухой звук.)
- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после гласной буквы О).
V. Закрепление знаний и способов действий.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
- Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили букву П.
Работа в парах.
-Найдите в предложении букву П. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.
(На доске предложение: Папа купил Пете пенал.)
Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Чтение слогов.
- А теперь пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.
Ап па апа пар папа
Уп пу упу пуск парк
Оп по опо полк лапа
(На доске 4 столбика слогов)
Чтение. Развитие речи.
- Прочитаем текст.
-О ком идёт речь?
Игра «Расколдуй слова»
-Ребята, а теперь побудем с вами волшебниками, поиграем в игру – расколдуй слова.Прочитайте слоги в первом ряду : ПО ПИ ПА ПЕ
-Назовите твёрдые слоги. Мягкие. Эти слоги являются началом слов. Подберите к ним слоги из второго ряда так, чтобы получились слова. ЛЕ ЛА ПА НА
(Поле, пила, папа, пена)
VI. Рефлексивно-оценочный
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
(Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке с использованием осенних листочков деревьев.)
– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? Тогда улыбнитесь еще раз друг другу и поднимете солнышко, если у вас остались хорошие эмоции от урока, кому было скучно – поднимите тучку.
– Спасибо за урок.