Тема урока: "Числовые выражения"
Цель урока: формирование представлений учащихся о числовом выражении и значении числового выражения; развитие умения соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без них.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с новым понятием «числовые выражения»; сформировать умение находить значение выражения; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений; совершенствовать вычислительные навыки, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развивать память, внимание, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи.
Метапредметные УУД:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами;
формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение выполнять учебные действия в соответствии с правилом;
формирование познавательных универсальных учебных действий: умение определять отличие выражений со скобками и без них и обосновывать своё мнение; использовать новую терминологию при чтении и записи числового выражения со скобками и без них; определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение; использовать числовое выражение при записи решения задачи; использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
Предметные УУД: пользоваться изученной математической терминологией; учить находить значение числового выражения; закреплять умение нахождения значения равенств и не равенств; совершенствование вычислительные навыки; уметь читать арифметические выражения со скобками; выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками; записывать и вычислять различные числовые выражения со скобками и без них; решать составные задачи в два действия и записывать решение с помощью числового выражения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Используемое оборудование: - ПК, проектор, карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки с ответами; примеры для темы урока, карточки с ответами и буквами для темы урока, учебник математики М.И. Моро и другие
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите – ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички «пятерок» ждут.
Сегодня на уроке вам потребуется усердие, воля, упорство при выполнении заданий, старательность и активность.
II. Актуализация знаний
1. Устный счёт
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
1)Занимательные рамки на полях с. 40 (учебник, часть 1).
Решение:
11 7 + 1+ 3 7 + 4 + 0 4 + 5 +2 5 + 1 + 5 | 14 5 + 2 + 7 2 + 3 + 9 3 + 5 + 6 |
2) логические задачки
1. На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?
Ответ: Груши на иве не растут.
2. Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько
всего детей идет домой? Ответ: 2
3. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на
столе? Ответ: 1
4.Сколько ушей у трёх котов? Ответ:6
5.Сколько лап у двух медвежат? Ответ: 8
3) Отгадай зашифрованное слово
У меня зашифровано слово. Чтобы отгадать его, нужно из числового ряда выбрать только 2-х значные числа и расположить их в порядке увеличения.
2, 32,7,40, 90, 6, 88, 62, 1, 79, 3, 51, 23, 15
15 | 23 | 32 | 40 | 51 | 62 | 79 | 88 | 90 |
В | Ы | Р | А | Ж | Е | Н | И | Е |
- Дети записывают ряд чисел в тетради, расставляют в порядке увеличения. На доске ученик расставляет карточки и получает слово.
– А теперь проверим, какое слово получилось? (Выражение)
III.Открытие новых знаний, постановка учебной цели урока
- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое выражение, научитесь составлять выражения, находить их значения, решать задачи, записывая решение выражением, повторите порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без.
IV.Объяснение нового знания
-Прочитайте записи: с. 40 №1
9+7=
23-3=
30+6+1=
15-7+3=
18-(4+6)=
25-(15-10)=
Как обычно мы называем такие записи? (Примеры)
Из чего они состоят? (Из чисел и знаков действий)
Что мы делаем с примерами? (Решаем, находим ответы)
То, что мы называли примерами,
Сегодня назовем выражением,
А ответ у него найдем-
Назовем значением.
-Какие новые слова вы услышали?(Выражение, значение)
На доске появляется запись:
Числовое выражение. Значение выражения.
Это числовые выражения,.
(Числовым выражением называют математическую запись, в которой
используются числа и знаки.
Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится
значение выражения. - Найдите значения этих выражений. - Но , прежде чем мы начнём находить значение выражения, давайте вспомним, как мы должны выполнять действия, если есть скобки?
V. Первичное закрепление
1. Работа с учебником с. 40 № 2
- Прочитайте задание про себя.
Запиши выражения и найди их значения.
1)Из числа 16 вычесть разность чисел 9 и 7.
2)К числу 10 прибавить разность чисел 7 и 5.
Итак, что нужно сделать? (Нужно записать выражения и найти их значения). На доске решает ученик.
VI.Физкультминутка
- Ребята, вы отлично работаете. Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки,
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
2. Работа в парах
С. 40 №3
VII. Работа над пройденным материалом
Решение задачи (с. 40 №4)
- -Ребята, откройте учебник на стр.40 № 4.
-Кто хочет прочитать задачу?
- О чём говориться в задаче?
- Где были машины?
- Сколько…..?
- Что случилось дальше?
- Их стало больше или меньше?
- Что произошло потом?
- Их стало больше или меньше?
- Какие слова возьмём для краткой записи?
- Кто выйдет и запишет краткую запись у доски
Было – 6 м.
Поставили – 3 м.
Вернули – 2 м.
Стало - ? м.
-Теперь внимательно рассмотрите выражения, записанные ниже, и выберете то выражение, которое составлено к данной задаче
– Какое из записанных ниже выражений соответствует задаче?
– Объясните, почему так считаете.
- Кто запишет решение задачи у доски?
- Кто запишет решение задачи?
6 + 3 – 2 = 7 (м.)
Ответ: 7 машин стало в мастерской.
Теперь давайте с вами составим задачи по оставшимся выражениям.
Н а п р и м е р:
6 – 3 + 2
• В гараже стояло 6 машин. 3 машины выехали из гаража, а 2 вернулись. Сколько машин стало в гараже?
6 + 3 + 2
• На стоянке стояло 6 машин. Приехало 3 машины, а затем ещё 2. Сколько машин стало на стоянке?
6 – 3 – 2
• Во дворе было 6 машин. Сначала уехало 3 машины, а потом ещё 2. Сколько машин осталось во дворе?
VIII. Самостоятельная работа
Найди значения выражений
(14 - 7) + 4 7 + 5 – 6 5 + (9 - 4)
11 – 5 + 9 38 – 8 90 + 7
50+4 15-(6+2) 8+4-5
Ребятам раздаются цветные карточки с выражениями. Как только решили карточки, идут к доске и выбирают такого же цвета карточку и сверяют свои ответы с правильными и выставляют себе цветные плюсы или минусы.
IX.Итог урока
- С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Что называют «Выражение»?
- Что значит найти «Значение выражения»?
Рефлексия
X. Домашнее задание
С. 40 №5
-Всем «Спасибо!» Урок окончен!