СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике для учащихся 5 класса на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используется дидактические методы обучения: проблемно-поисковый, метод контроля и самоконтроля. Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике для учащихся 5 класса на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"»

Методическая разработка урока по математике 5 класса

Тема: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Класс: 5


Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений


Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа.


Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний.


Задачи урока:

Образовательная: организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения натуральных чисел и десятичных дробей на натуральное число; ознакомить учащихся с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число; научить выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число; повышать вычислительную культуру обучающихся.

Развивающая: развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач; создать условия для мыслительных операций: наблюдение, сравнение, обобщение, конкретизация, способность развитию математической речи, создать условия для развития познавательного интереса.

Воспитательная: формировать навыки межличностного общения, умения сотрудничать в парах; воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого , уважение к мнению товарища , воспитывать у такие нравственные качества, как настойчивость , аккуратность , инициативность , точность , самостоятельность , активность.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания).

Методы обучения: продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, тетради, карточки с заданиями.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уметь грамотно излагать свои мысли, подмечать сходство и различие отдельных выражений;

Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах и окружающей жизни

Уметь решать задачи на умножение.

Усвоить правило умножения десятичной дроби на натуральное число


Структура и ход урока

Технологическая карта урока

Этапы урока и их содержание


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Формируемые УУД

Предметные

I.Организационный этап


Цель: организация класса на создание рабочей обстановки.

Приветствие учащихся:

- Здравствуйте ребята!

Посмотрите, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Открыли все рабочие тетради и написали число

Сегодня у нас в гостях два друга мультгерои Незнайка и Знайка.

Слайд 2 Смотрите какие хорошие слова сказал Знайка.

Слайд 3

«Кто с детских лет занимается математикой, то такой ученик развивает своё внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели»

- У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания и вы должны оценить свою работу.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Зачитывает слова Знайки.

Учащиеся слушают учителя.

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку



Записывают число в рабочих тетрадях.


Слушают учителя.

Подписывают листы самооценивания

Коммуникативные Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

Правильно оформлять записи в тетради.

II. Устный счёт.


Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий


-Незнайка выполнял задание по математике, давайте проверим верно ли он выполнил задание.

Слайд 4

-Посмотрите на доску. Найти ошибки которые допустил Незнайка и исправить их. На доске

Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей.

1.3,5 4 9,2 0,99

2. 1,7 + 3,03=4,00 0,74 – 0,2 =0,72

1,36 + 2 = 1,38 4 – 2,5 = 2,1

3+ 0,24 = 0,27 2,45 – 1,3 = 1,15

Вызывает учащихся к доске для решения заданий и исправления ошибок.




Устно выполняют предложенные задания.

Учащиеся по одному выходят решают задания, объясняя ход решения, исправляют неправильные ответы.

Регулятивные Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное Умение выражать свои мысли.

Уметь анализировать данные.

Умение сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби;

Выполнять задания по правилу решения.


III Повторение изученного материала


Цель: Обобщение и систематизация знаний.


- Много ошибок допустил Незнайка. Что мы посоветуем ему? Выучить правила.

Какие правила должен знать незнайка?

Правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей.

-А вы хорошо знаете эти правила?

-Как сравнить две десятичные дроби? (Чтобы сравнить десятичные дроби нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой и сравнить целую часть а затем дробную часть);

- Как сложить или вычесть две десятичные дроби? (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; выполнить сложение, не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях).

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности,


организует уточнение названия шагов учебной деятельности

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Познавательные Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую,

Коммуникативные Умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные Умение проводить коррекцию и оценку своих действий

Знать правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей.


IV. Проверка домашнего задания



Цель: проверка знаний и умений пройденных тем и правильность выполнения д.з

- А если среди вас такие незнайки? Проверим как вы справились с домашним заданием и можете ли применять эти правила.

Проверка домашнего задания.

Слайд 5 Работа в парах

- Поменялись тетрадками и проверяем Д.З

Неверные ответы ставим -, Правильный ответ ставим +. Считаем «–»Ставим оценку

Критерий оценивания:

всё правильно«5»

1 неправильный«4»

2 – 3 неправильных«3»

4 и больше неправильных«2»

организует проверку домашнего задания используя слайд на котором выполнено Д.З.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют домашнее задание, выставляют оценку в оценочный лист.


Познавательные Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные Умение проводить коррекцию и оценку своих действий

Личностные Умение осуществлять самооценку

Умение анализировать данные.

Умение выполнять арифметические действия.

V.Работа в парах. Решение задач.


Цель: формирование и умение решать задачи на умножение.

Слайд 6

- Математика, друзья

Абсолютно всем нужна

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждёт обязательно!

Слайд 7

- Ребята посмотрите на слайд. На картинке самая высокая гора в мире. А знаете её название? А хотите узнать? Для этого нужно решить правильно задачи.

Решаем на листах выбираем ответ и складываем буквы в слово, название горы.

Работа учащихся в парах.

Предлагает решить задачи на листах. (пары составлены слабый ученик и сильный или средний ученик)

Задачи на листах:

1.В одном доме 120 квартир, в другом в 3 раза больше. Сколько квартир во втором доме?

2. Диме 8 лет, он в 4 раза младше своего брата. Сколько лет брату?

3. Отрезок разбит на 17 отрезков каждый по 4 см. Чему равен весь отрезок?

4. В школу доставили 23 пачек, по 10 учебников в каждой пачке. Сколько всего учебников привезли в школу?

5. Цена ручки 35 рублей. Сколько нужно заплатить за 4 ручки?

6. Вычислить: 2,3 + 2,3 + 2,3 + 2,3 + 2,3

7. Турист шёл 2 ч со скоростью 4,6 км/ч. Сколько километров прошёл турист?

Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения


Работа в парах

Выполняют задания и

помогают друг другу, производят взаимопроверку, обсуждают результаты.



По окончании работы оценивают результат своей деятельности в листах самооценивания.







Регулятивные

Умение выполнять работу по предложенному плану и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные

Формирование готовности к самообразованию, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, объяснять выбор действий


VI. Физкультминутка


Вы писали, вы считали и наверное устали

Физкультминутку проведём и немножко отдохнём.

Мы зарядку начинаем руки кверху поднимаем

В стороны разводим, глазками поводим

Влево, вправо, вверх и вниз.

Руки опустите, плечи распрямите.

Вправо влево повернитесь и немного улыбнитесь!

И готовы мы опять математику решать.

Учитель читает стих


Организует смену деятельностиобеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняют упражнения

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.



VII. Изучение новой темы.


Цель: формирование умения формулировать цель деятельности

Слайд 7 На доске развешаны листы с правильными ответами, на обороте буквы.

- Вы решили задачи и составили слово. Получилось слово ЭВЕРЕСТ

-Самая высокая гора в мире Эверест, эту гору ещё называют Джомолунгма – самая высокая гора мира находится на границе Китая с Непалом.

Слайд 8

- Как называют людей, которые покоряют горы? Любой альпинист мечтает покорить эту гору.

Альпинист из Новой Зеландия сэр Эдмунд Хиллари и непальский альпинист Тенцинг Норгей совершили первое восхождение на гору.

-А вы знаете высоту этой горы?

-В каком году впервые альпинисты покорили её?

Чтобы ответить на эти вопросы надо решить примеры.

Высота 2,212 ∙ 4 = км = км м

Год восхождения 21, 7 ∙ 90 =

Слайд 9

-Посмотрите внимательно на эти примеры.

-Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

-Чтобы решить эти примеры мы должны пройти новую тему умножение десятичных дробей на натуральное число.

Когда самостоятельно решали задачи, 6 задача вычислить: 2,3 + 2,3 + 2,3 + 2,3 + 2,3 решали сложением и получили ответ 11,5.

-Как можно решить этот пример ещё? Умножением 2,3∙ 5 = 11,5

- Как умножением получить этот ответ?

Умножим 2,3 на 5, не обращая внимания на запятую, получим 115, а в полученном произведении отделить запятой одну цифру справа, то есть столько, сколько цифр после запятой в дроби 2,3.

Последняя задача: Турист шёл 2 ч со скоростью 4,6 км/ч. Сколько километров прошёл турист?

Для решения задачи надо умножить 4,6 на 2, не обращая внимания на запятую, а в полученном произведении отделить запятой одну цифру справа, то есть столько, сколько цифр после запятой в дроби 4,6.

Слайд 9

Выполнение столбиком умножения десятичных дробей на натуральное число.

2,212 ∙ 4 = и 21, 7 ∙ 90 =

Сформулируйте правило:

Слад 10 Правило: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую, и в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.


Сообщает информацию о горе Эверест







Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока



Предлагает задачи, в которых выдвигает проблему.































Откройте учебник и прочитайте правило, которое дано в учебнике

Учащиеся называют правильный ответ задачи и находят его на доске переворачивая листы составляют название горы.

Эверест.











Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель урока, задачи.

В тетрадях записывают тему урока.












Выполняют задание, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, работают со слайдом

Записывают в тетрадь примеры на умножение.

Познавательные Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации.

Коммуникативные

Умение слушать, понимать и принимать мнение другого, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные

Умение

осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Умение сформулировать тему и цель урока

Умение самостоятельно сформулировать новое понятие.


VIII. Закрепление изученной темы.


Цель: Умение применять знания и выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число

Закрепляют полученные знания

Слайд 11

Решить столбиком два примера на умножение десятичных дробей на натуральное число

48,3 ∙ 21 и 3,18 ∙ 35 с проверкой

Контролирует деятельность учащихся.


Письменно выполняют предложенные задания


Выполняют проверку выполненных заданий с помощью слайда

Познавательные Поиск решения с опорой на приобретенные знания

Регулятивные

Умение самостоятельно

анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные Умение оформлять свои мысли в письменной форме,

слушать и слышать.

Личностные

Формирование позитивной самооценки

Умение выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

IX. Домашнее задание. Творческая работа


Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


- Ребята, а вы знаете, как называется самая высокая гора в России? Эльбрус, находится она на Кавказе. Слайд 12 и 13

Слайд 14 Задание на дом

1.Найти в интернете высоту горы Эльбрус и год первого восхождения на эту гору.

2.Выучить правило умножения десятичных дроби на натуральное число.

3.Составить три задачи на умножение десятичных дробей на натуральное число.

Для слабых учащихся и для учащихся кто не уверен что сможет составить задачи, раздаются карточки с задачами в которые надо вписать числа и решить их.

Домашнее задание на карточке

  1. Лодка плыла по озеру ______ часа, со скоростью ______ км/ч. Какое расстояние проплыла лодка за это время?

  2. Маша купила в магазине _______ бубликов по цене ______ рубля. Сколько Маша заплатила за бублики?

  3. В одном пакете _______ кг муки, а в другом в _______ больше. Сколько килограммов муки во втором пакете?

Сообщает домашнее задание


Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Познавательные Формирование навыков для правильного выполнения домашнего задания

КоммуникативныеУмение планировать сотрудничество. Личностные

Формирование готовность к самообразованию,

умение проводить самооценку.


Уметь самостоятельно применять знания полученные на уроке, уметь решать задачи, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно)

X. Подведение

Итогов. Рефлексия.

Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее

Вот закончился урок,

Подвести пора итог.

Кто же лучше всех трудился?

Кто же в классе отличился?

Слайд15

Вопросы ученикам об уроке:

Что нового узнали на уроке

Было ли интересно на уроке

Доволен ли ты уроком

Чему мы научились на уроке?

Слайд16

Выберите картинку, соответствующую вашему настроению после урока.

Учитель собирает листы самооценки

Рассуждая формулируют свое отношение к проблеме.

Учащиеся анализируют

свою работу,

рисуют смайлик.


Познавательные

Формирование интерес к данной теме.

Коммуникативные Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные: умение оценивать собственной деятельности на уроке

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа