Урок по математике в 1 классе по теме: «Сложение и вычитание вида □+ 1,□ – 1 »
Цели урока:
образовательные:
закреплять изученные приёмы сложения и вычитания;
формировать умение решать задачи; повторить состав чисел.
развивать умение прибавлять и вычитать число 1.
учебные:
развивать “математическую” речь, навыки самоконтроля
логическое мышление;
Ход урока
Организация начала урока.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, сказки всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Какое у вас настроение, покажите. (Дети показывают с помощью сигнальной карточки.)
Мотивация.
- Дети, сегодня мы с вами побываем в сказке. Главный герой её – царь, который очень любил математику: задачи, ребусы математические на досуге решать, хитроумные книги читать по математике. Но вот прошли годы, состарился царь – математик. Настала пора о наследнике ему подумать. И решил царь – наследником царства будет тот из его родственников, кто покажет себя лучшим знатоком математики.
Приказал царь в главном зале дворца столы поставить, доски развесить. “Управлять государством нелегко, - думал царь, - много приходится размышлять. Знания нужны. Вот и выберу того, кто лучше других умеет соображать, мыслить, математику любить”.
- Ребята , а вы не желаете побывать во дворце у царя и стать претендентом на престол?
- Тогда возьмите волшебные палочки (это карандаши, заранее обёрнутые фольгой в тайне от детей), скажем волшебные слова: “Крибле – крабле - бумс!” (В роли царя – учитель).
- Я рад видеть вас первоклассники в моем царстве. И повелеваю вам, претендентам на царский престол, начать работу с “гимнастики” мозга.
Актуализация опорных знаний. Устный счёт.
Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10, индивидуальная работа по ликвидации пробела в знаниях отдельных детей.
Для этого сосчитаем до 10 и обратно.
Что происходит при счёте до 10?
А при обратном счёте?
Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10? Какое число встречается раньше: 0 или10? 3 или 5? Назовите соседей числа 7, 4, 6.
Какое число больше, чем 5, на 1?
Какое число меньше, чем 5 на 1?
- Вижу я, дети вы смышлёные, а теперь хочу проверить, как вы считать умеете.
Игра “Отвечай – не зевай”.
Слайды: «Поймай снежинку»
- Молодцы, претенденты! Уважили старика. А теперь ответьте из каких геометрических фигур сделана моя карета. (На доске картинка с изображением кареты)/
Самоопределение к деятельности
игра «Где мое место?»
(К доске выходят десять учеников, каждый получает карточку с числом от1 до 10 (карточки раздаются произвольно). Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски)
– Правильно ли построились ребята?
– Первый, второй, третий, четвертый, пятый – шаг вперед.
Сколько здесь ребят? (5)
– Прибавим к этому числу 1. Какой ученик сделает шаг вперед ? (Шестой)
– к 5 прибавили 1 и получили 6. А если к 6 прибавим 1, ученик скакой карточкой сделает шаг вперед? (7)
(по аналогии рассматриваются случаи 7 + 1, 8 + 1, 9 + 1.)
– Сделайте вывод: какое число получаем, если прибавляем к числу 1? (Если прибавляем к числу 1, получаем следующее число.)
(Вывод повторяют несколько учеников друг за другом, каждый раз приводя пример. Далее десятый ученик кладет на стол карточку и садится на место.)
– Сколько было учеников? (10)
– Сколько учеников сели на свое место? (1)
–Сколько учеников осталось? (9)
– Как это записать? (10 – 1 =9.)
(Аналогично рассматриваются случаи 9 – 1, 8 – 1, 7 – 1 и т.д.)
– Кто догадался чему мы научились на уроке?
Правильно, сегодня мы с вами вспомним, как прибавлять и вычитать число1, узнаем, как это можно сделать пи помощи числового отрезка.
Работа по теме урока
Работ по учебнику
− Откройте учебник на с.80. Посмотрите, правильно ли мы определили, чем будем заниматься на уроке.
− Кто уже умеет прибавлять и вычитать число 1?
−Прочитайте в учебнике предложение, в котором говориться о том, как прибавить число 1.
−Кто может закончить следующее предложение? (Чтобы вычесть из числа 1, надо назвать предыдущее число.)
− Посмотрите на таблицы и рисунок, приведенные ниже.
Каким видом спорта занимаются лягушата? (Прыжками в воду.)
− Сколько всего лягушат? (10)
− Сколько лягушат уже в воде? (1)
− В воде 1 лягушонок, и еще 1 уже прыгнул с мостика. Сколько лягушат сейчас в воде? (2)
− Как это записать? (1 + 1 = 2)
− Запишите ответ в таблицу.
(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат уже в бассейне, сколько прыгнуло, сколько лягушат сейчас станет в воде, и заполняют первую таблицу.)
- Сколько всего лягушат было на вышке? (10.)
- Сколько лягушат прыгнуло?(1.)
- Сколько осталось? (9.)
- Как это записать? (10 - 1 = 9.)
(Далее учащиеся по цепочке объясняют, сколько лягушат на вышке, сколько прыгнуло, сколько лягушат осталось, и заполняют вторую таблицу.)
V. Физкультминутка
Мы, покинув этот класс, Станем тиграми тотчас. Ну-ка вытянись, дружок:
Тигр делает прыжок! А теперь еще один!
Ну а прыгнув, посидим, Поглядим по сторонам, Разойдемся по местам.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 80)
(Дети работают вместе с учителем: учитель задает вопросы, ученики отвечают)
№ 2 (с. 81)
– Рассмотрите рисунки. Составьте по ним выражения и объясните, что они означают.
№ 3 (с. 81)
(Работа в парах. Учащиеся соотносят число, рисунок и количество точек на костяшках домино. )
2.Работа в тетради.(с. 29. ) Самостоятельная работа
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с.81). Работа в парах. )
– Оцените свою работу на уроке с помощью «Смайликов»
VIII. Подведение итогов.
Какое задание вам понравилось?
Какое задание было самым интересным?
А какое - самым трудным?
- Ребята, вы меня поразили
Сердце моё вы покорили
Желаю и впредь так держать -
Пятёрки одни получать!
- Утешили вы меня, старика. Есть кому царство оставить, кому управление доверить.