СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока: Естественные и социально-гуманитарные науки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию»

ПЛАН УРОКА № 8


Дата

З-1-9А-18

З-1-9-18В

Э-1-9-18

А-1-9А-18

А-1-9Б-18

А-1-9-18В

Группа








Дисциплина: Обществознание

Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (А); Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (Э); Организация и технология защиты информации (З)

Тема: Естественные и социально-гуманитарные науки.

Цели: а) образовательная: сформировать знания о естественных и социально-гуманитарных науках; углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин

б) воспитательная, развивающая: воспитать познавательный интерес к естественным и социально-гуманитарным наукам; формирование мотивации к общественно-полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации; применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Задачи:

1) выделить наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук

2) Привести примеры различных классификаций научного знания.

3) Назвать основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

4) Знать предмет социологии. Охарактеризовать уровни социологического знания.

5) Ознакомиться с предметом политической науки

6) Установить связь социальной психологии со смежными областями научного знания

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок–консультация

Используемые технологии: проблемная технология

Оборудование урока: учебная доска, мел, учебник


Ход урока:


1. Организационный момент 5 мин. приветствие, отметка отсутствующих

2. Проверка знаний студентов: опрос-ответ (по предшествующей новому материалу теме) 10 мин.

3. Подведение итогов проверки: 5 мин., вывод о готовности к занятию

4. Изложение темы и плана изучения нового материал:

Тема: Естественные и социально-гуманитарные науки.

План изучения нового материала

1. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания;

2. Классификация социально-гуманитарных наук;

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки;

4. Нормативные науки



5. Изложение нового материала.

Методика: проблемная лекция 50 мин. с элементами беседы, изучение учебного материала, диалог и лекционные записи


Основные понятия: естественные науки, социально-гуманитарные науки, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия.


Термины: предмет науки, философский плюрализм, умозрительная деятельность.


Мы завершаем тему «Духовная культура человека в обществе». Естественные науки изучают природу, а социально-гуманитарные – общество. И те и другие изучают человека


В чем особенности изучения человека естественными и социально- гуманитарными науками?

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

Общее: ориентированными на достижение истины,

Отличие: философский плюрализм- философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания


То, что является нормой для философии — сосуществование и известное противостояние различных подходов, доктрин, для науки — частный случай развития науки, относящийся к еще недостаточно исследованной области: там мы видим и борьбу школ, и конкуренцию гипотез.

Каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого

Наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — "почему?", "как?", "откуда?". Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем?" и "для чего?".

Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой — методы разработки проблем. Как отмечал Б. Рассел, на философские вопросы не получишь ответа путем лабораторного опыта.


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ

И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ


На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.

Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.

Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.

Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п.

В дальнейшем вы узнаете об особенностях социальных наук значительно больше. Но при всей их специфике общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с другими предметными областями (естественными, техническими, математическими). Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.


КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.


Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:

исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);

экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);

философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);

филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);

юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);

педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);

психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);

социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);

политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);

культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).

В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии. Особенности истории, экономики и права раскрываются в самостоятельных курсах. Сущность философии, социологии, политологии, социальной психологии рассматривается в данном курсе.


СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

В наиболее широком значении социология — это наука, изучающая общество и общественные отношения. Но общество изучает разные науки. Каждая из них (экономическая теория, культурология, теория государства и права, политология) исследует, как правило, лишь какую-либо одну сферу жизни общества, какую-то определенную сторону его развития.

Современная социологическая энциклопедия определяет социологию как науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово «социальный» в этом определении означает совокупность общественных отношений, т. е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.

Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.

Широко распространенным является представление о трех уровнях социологического знания. Теоретический уровень представляют общесоциологические теории, которые отражают общие вопросы строения и функционирования общества. На уровне прикладных социологических исследований используются различные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, эксперимент. С их помощью социология дает достоверное знание о конкретных процессах, происходящих в обществе. Теории среднего уровня (социология семьи, социология труда, социология конфликтов и т. п.) являются связующим звеном между общесоциологическими теориями и прикладными исследованиями, дающими фактические сведения о явлениях реальной действительности.

Социология в целом обращена к современной жизни. Она помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.

Политическая наука (политология) является обобщением политических практик, политической жизни общества. Она изучает политику в ее взаимосвязях с другими сферами общественной жизни. Предметом политологии являются власть, государство, политические отношения, политические системы, политическое поведение, политическая культура. Политология изучает отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных общественных групп к власти, а также отношения между классами, партиями и государством.

Существуют две трактовки политологии. В узком смысле политология — это одна из наук, изучающих политику, а именно — общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми. Теория политики включает различные концепции власти, теории государства и политических партий, теории международных отношений и др.

В широком смысле политология включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию государства и права, политическую географию и др. Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования, в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.

Политология позволяет анализировать и прогнозировать политическую обстановку.

Социальная психология, как вы видели в классификации отраслей обществознания, принадлежит к группе психологических наук. Психология изучает закономерности, особенности развития и функционирования психики. А ее ветвь — социальная психология — изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В своих исследованиях социальная психология тесно связана, с одной стороны, с общей психологией, а с другой — с социологией. Но именно она изучает такие вопросы, как закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности; социализация индивида; деятельность личности в группах; межличностные отношения в группах; природа совместной деятельности людей в группах, формы складывающихся в них общения и взаимодействия.

Социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; оптимизации отношений между управляющими и управляемыми; восприятия информации и рекламы; семейных отношений и т. д.


6. Закрепление изученного материала (рефлексия):

Методика: дифференцированный опрос 10 – 15 минут

Вопросы для проверки рефлексии:

1) В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2) Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

3) Назовите основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

4) Каков предмет социологии? Охарактеризуйте уровни социологического знания.

5) Что изучает политическая наука?

6) В чем выражается связь социальной психологии со смежными областями научного знания?


7. Подведение итогов проведенного урока 5 минут вывод о достижении цели урока.

Что было сложным?

Что было легко для понимания?

Выставление оценок


8.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время 5 мин.

Д/з. Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. – М.: 2013

с. 130-143 В. 1-7, 11, 17.


Составлен: преподавателем А.Р. Бахман______________________________


6