Конспект урока окружающего мира
1 класс
Тема урока: Полна природа удивленья
Цель урока: создать условия для формирования представлений о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать с разными источниками для пополнения знаний
Задачи:
Образовательные : сформировать первоначальные представления о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Развивающие: учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы, работать со схемой; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывающие: формировать азы ответственного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь называть объекты живой и неживой природы, называть, чем живая природа отличается от неживой, называть явления природы, давать название каждому рисунку, описывать явления природы.
Личностные: осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение ее природы, владеть основами экологической грамотности; оценивать себя на основе критериев успешной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные общеучебные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); логические: классифицировать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь договариваться с партнером, осуществлять взаимный контроль, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Сегодня, ребята, мы продолжаем пополнять свои знания по окружающему миру. Мы приступаем к изучению следующего раздела учебника. Посмотрите на маршрутный лист нового раздела и скажите, как он называется. Что такое природа? А то, что сделано руками человека относится к природе? Посмотрите , как называется первая остановка на маршруте? | -Природа в жизни человека. - Природа – это солнце, небо, облака, земля, бабочка, цветы, растения и т.д. -Нет .Природа- это все что нас окружает , кроме того, что сделано руками человека. -Полна природа удивленья. Слайд 2, 3, 4 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Посмотрите небольшую часть фильма и ответьте, почему тема урока так называется? Чем она нас удивляет? Все ли мы знаем о природе? А кто из вас хочет научиться открывать новые знания? А чтобы научиться этому, что вы должны делать? Сейчас попробуем сделать первое открытие | Просмотр 1 части экологического ролика «Планета наш общий дом» -Природа нас часто удивляет -Ответы учащихся - Нет. - слушать, правильно выполнять задания, наблюдать и т.д. |
Актуализация знаний. | Мозговой штурм: Назовите одним словом: Сосна, ландыш, трава- …… Медведь, ворона, карась, жук-…. Мухомор, шампиньон, подосиновик-…… Мельчайшие живые существа, которые можно увидеть только в микроскоп-…. Самое разумное существо на Земле-….. На небе днем светит…. Картофель сажают в ….. Мы выходим гулять на свежий…. Чаще всего мы пьем… Как заменить все эти слова одним словом? Все эти предметы природы мы будем называть ОБЪЕКТАМИ природы. | Слайд 4 -Растения -Животные -Грибы -Бактерии -Человек -Солнце -Земля -Воздух -Вода -Природа |
Первичное усвоение новых знаний. | Игра «Третий лишний» - Рассмотрите объекты природы, посоветуйтесь друг с другом, найдите лишний объект. -Чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы? | Работа в парах. В ходе работы дети выясняют, что объекты можно разделить на живые и неживые. Слайд 9, 10 - Объекты живой природы: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают. -Объекты неживой природы увеличиваются, уменьшаются, разрушаются, размываются, растворяются |
Первичная проверка понимания | 2. Продолжим и сделаем второе открытие. У доски будут работать Ильнур, Сулейман К., Салават Они разделят названия предметов на три группы. Живая природа Цветок Шмель Лиса Дерево | Неживая природа Солнце Облако Море | Сделано руками человека Пенал Картина Книга | Работа в группах -Разделите объекты природына 2 группы. Взаимопроверка. Природа бывает живая и неживая. Что общего между живыми и неживыми объектами? Как вы думаете, могут объекты живой природы существовать без объектов неживой природы? 3. Отгадай те загадки Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь) Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния) В белом бархате деревня - и заборы и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней) Разноцветное коромысло через речку повисло. (Радуга) В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Какие еще явления природы вы знаете? | - Их создала природа. -Нет. Они взаимосвязаны. -Вода питает растения, животных, человека. - Растения растут на земле и получают из нее воду и питательные вещества. - Солнце дает всем свет и тепло. |
| Физминутка. - Мяч, собака, телевизор, цветы, трактор, облако, сумка, снежинка, кошка, река, ложка, сосулька, ранец, Марина, песчинка, качели, лиса. | Выполнять такие движения, если назван объект живой природы - присесть, не живой природы - подпрыгнуть, сделано руками человека - хлопнуть в ладоши. |
Первичное закрепление | Работают по учебнику с.59 Работа в рабочей тетради (стр. 3) Обведи красным карандашом то, что относится к живой природе, что к неживой – синим, а что сделано человеком – зеленым. А теперь посмотрите вторую часть фильма Как вы думаете, человек – хозяин природы или его часть? Как надо относиться к природе? Что значит – беречь природу? А что можете сделать вы? Посмотрите, на слайд и скажите, какое предложение можно составить по нему. Читает подготовленный ученик.( Ильнур) М. Пляцковский «Полна природа удивленья» Полна природа удивленья, Полна покоя и добра. Нет у природы утомленья, Она всегда, всегда добра. От яркой зелени до стужи, От мартов и до январей – Она чем краше, тем доступней, И тем богаче, чем щедрей. | Чтение информации о явлениях природы, отвечают на вопросы учебника. Просмотр части фильма о том, какое влияние оказывает человек на природу -Человек - часть природы. -Природу нужно беречь -Ответы учащихся - Не мусорить, беречь бумагу на уроках технологии, беречь учебники и т.д. - Наша планета в наших руках. |
Итог урока. Рефлексия | Какие цели ставили? Что такое природа? -На какие две группы делится природа? - Назовите предметы живой и неживой природы. - Какие явления природы вы знаете? А теперь продолжите фразу: Я научился..... Меня удивило... | - Узнать что такое природа. - Все, что нас окружает, кроме того что сделано руками человека -На живую и неживую природу. |
Зеленый - все понятно, справился без ошибок
Желтый – все понятно, но я допустил ошибки
Красный - ничего не понял, не справился с заданием
Приложение 2
Мною можно умываться Я умею проливаться. Я в кранах живу всегда. Ну конечно, я — ... | Что за чудо-красота! Расписные ворота Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти | | | | И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. | Слёзы капают с небес — Напоили луг и лес. | | | Без крыльев, без ног Белые мухи летают. | Невидимка-великан Бьёт в огромный барабан. | | Приложение 3 Путевой лист Задание 1 | | Задание 2 | | Задание 3 | | Зеленый- все понятно, справился без ошибок Синий – все понятно, но я допустил ошибки Красный- ничего не понял, не справился с заданием - Природа – это солнце, небо, облака, земля, бабочка, цветы, растении и т.д. -Нет. Природа- это все что нас окружает , кроме того, что сделано руками человека. -Природа нас часто удивляет - слушать, правильно выполнять задания, наблюдать и т.д. Объекты живой природы: дышат, растут , питаются, приносят потомство, умирают. -Объекты неживой природы увеличиваются, уменьшаются, разрушаются, размываются, растворяются (Как вы думаете, могут объекты живой природы существовать без объектов неживой природы?) Нет. Они взаимосвязаны между собой. Например: все живое погибнет без воды, без солнечного света и тепла. - Узнать что такое природа. - Все, что нас окружает, кроме того что сделано руками человека -природа делится на две группы: живую и неживую природу |
Зелёный -весёлый- всё удалось
Жёлтый-задумчивый- остались вопросы
Красный-грустный- нужна помощь
слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока .
ΙΙ. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах и индивидуально.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям учебника.
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания.
Море
Цветок
Шмель
Лиса
Неживая природа
Живая природа
Солнце
Облако
Книга
Дерево
Сделано руками
человека
Пенал
Картина
11