Тема урока: Здоровый образ жизни.
Цели урока: познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.
Планируемые результаты: учащиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова и рабочая тетрадь, 3 класс, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Орг.момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С помощью чего надо проводить закаливание?
-Назовите мероприятия и правила по закаливанию организма.
-Какие болезни называются инфекционными?
- Что такое аллергия?
3. Самоопределение к деятельности.
-Что же такое здоровье в вашем понимании?
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Вспомните правила сохранения и укрепления здоровья.
Всегда ли вы их выполняете?
4.Работа по теме урока.
А)Беседа.
- А что значит вести здоровый образ жизни?
-Зачем нужен здоровый образ жизни человеку?
Б. Сообщение темы и цели урока.
-Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.
Чтение текста учебника с.143-145
- Какие бывают привычки? (ответы детей)
Привычки бывают полезные и вредные.
- Какие привычки мы называет полезными?
Назовите полезные привычки. (ответы детей )
- Какие привычки мы называем вредными?
- Назовите вредные привычки. (ответы детей)
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания)
- “Что же происходит при курении табака?”
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья.
Следующая опасная привычки – это алкоголь.
Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)
- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)
Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)
Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
По данным министерства здравоохранения:
пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
курение притупляет вкусовые ощущения;
причиной многих пожаров является сигарета.
Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.
Наркотики относятся к вредным привычкам.
Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. Токсикомания также относится к вредной привычке. Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов : развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.
Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека.
- Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья»
-четкий режим дня;
-свежий воздух;
-больше смеха;
-физическая активность;
-правильное питание;
-Не пить, не курить;
-личная гигиена;
-любовь к себе и другим занятиям по душе.
В) Работа в группах.
Класс делится на 5 групп. Работают над правилами. Представляют их классу.
5.Физминутка
Отдых наш-физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз-присели, два-привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели,встали,сели,встали-
Ванькой-встанькой словно стали.
6.Закрепление изученного материала.
1) Работа в рабочей тетрадис.69 №1.
2) На листе(распечатке) найдите хорошие привычки- обведите зеленым карандашом, вредные красным.
7.Рефлексия.
Игра «Больной-здоровый». Нужно продемонстрировать(загадать) чем болен человек.
-Каким человеком хотите стать-больным или здоровым?
8.Итог урока.
Какие правила нужно выполнять, чтобы вести здоровый образ жизни?
9.Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Здоровый образ жизни» (с.143-145) Ответить на вопросы «Проверь себя» (с.145)
2. Найти пословицы, поговорки и загадки о здоровье.