Модуль: «Основы светской этики»
Работа в группах.
Тема: Дружба.
Цель: учить детей дружить; развивать уверенность в себе; воспитывать доброту в отношениях с окружающими.
Ход урока.
1.Создание психологической комфортности на уроке.
Учащиеся берутся за руки и, заходя в класс, берут со стола разноцветные смайлики – для определения группы:
«С улыбкой солнце дарит свет
Нам посылая свой ПРИВЕТ!
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»
- Встали в круг, не размыкая рук.
- А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие.
- А теперь соседу справа.
- У каждого из вас есть смайлик определенного цвета.
- Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках.
2. Введение в тему.
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
- А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном.
- Что такое настоящая дружба?
- Как проявляется она?
- Кого человек вправе назвать другом?
- Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами
должен каждый.
- Без друзей человек не может быть счастлив.
- Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся
сформулировать правила дружбы.
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
- А что о дружбе говорит словарь?
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Немного сложно, но мы попробуем разобраться.
- Человеку всегда были необходимы друзья.
- Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.
- Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась история?
- Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
3. Работа с пословицами в группах.
- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.
- Я предлагаю вам поработать в группах.
- У вас на столах у каждой группы лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа « Друга за деньги не купишь».
2-я группа «Дружба дороже золота».
3-я группа «Друзья познаются в беде».
4-я группа «Без беды друга не узнаешь».
- Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.
- Прочитаем и объясним их:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
4. Исследование.
- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».
- Каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.
- модно одет
- надежный
- веселый
- не признает свои ошибки
- отзывчивый
- не подойдет первым мириться
- добрый
- поддержит словом и делом
- верный
- не скажет правду
- вместе в горе и радости
- выручит в трудную минуту
- Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.
5. Поиск выхода из проблемных ситуаций.
- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.
Ситуация 1.
Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
Ситуация 2.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Ситуация 3.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Ситуация 4.
Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.
(Группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)
- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели 10 законов дружбы.
Прочитайте их глазами:
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Всегда выполняй свои обещания.
- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?
- Какие законы вам кажутся легкими?
- А какие трудноватыми?
- Поднимите руку те, у кого есть друзья.
- У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
6. Могут ли руки подружиться?
Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?
Пожмите дружески руки друг другу.
Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)
Какая она на ощупь?
7. Практическое упражнение.
Упражнение "Мостик дружбы".
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".
Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.
Песня «Друзья» гр. Барбарики
8. Итог.
- Что было интересным?
- Что было непонятным?
- Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть!
- Пусть всегда с вами рядом будут настоящие и верные друзья!