СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ "Дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей дружить, развивать уверенность в себе, воспитывать доброту в отношениях с окружающими - цели этого урока. Потерять друга легко, а вот найти непросто. Наша задача - учить вести себя так, чтобы с каждым из ребят хотелось дружить.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ "Дружба"»



Модуль: «Основы светской этики»

Работа в группах.



Тема: Дружба.



Цель: учить детей дружить; развивать уверенность в себе; воспитывать доброту в отношениях с окружающими.



Ход урока.



1.Создание психологической комфортности на уроке.



Учащиеся берутся за руки и, заходя в класс, берут со стола разноцветные смайлики – для определения группы:



«С улыбкой солнце дарит свет

Нам посылая свой ПРИВЕТ!

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы ПРИВЕТ!»



- Встали в круг, не размыкая рук.

- А теперь подарим соседу слева свое горячее рукопожатие.

- А теперь соседу справа.

- У каждого из вас есть смайлик определенного цвета.

- Сядьте за тот стол, смайлик какого цвета у вас в руках.



2. Введение в тему.



- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

- А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном.

- Что такое настоящая дружба?

- Как проявляется она?

- Кого человек вправе назвать другом?

- Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами

должен каждый.

- Без друзей человек не может быть счастлив.

- Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся

сформулировать правила дружбы.

- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?

- А что о дружбе говорит словарь?



Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.



- Немного сложно, но мы попробуем разобраться.

- Человеку всегда были необходимы друзья.

- Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.

- Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?



Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.



- Вам понравилась история?

- Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?



3. Работа с пословицами в группах.



- Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость.

- Я предлагаю вам поработать в группах.

- У вас на столах у каждой группы лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.



1-я группа « Друга за деньги не купишь».

2-я группа «Дружба дороже золота».

3-я группа «Друзья познаются в беде».

4-я группа «Без беды друга не узнаешь».



- Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.



- Прочитаем и объясним их:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.



Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.



4. Исследование.



- Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» и составить «Модель настоящего друга».

- Каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов, составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.



- модно одет

- надежный

- веселый

- не признает свои ошибки

- отзывчивый

- не подойдет первым мириться

- добрый

- поддержит словом и делом

- верный

- не скажет правду

- вместе в горе и радости

- выручит в трудную минуту

- Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.



5. Поиск выхода из проблемных ситуаций.



- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.



Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация 4.

Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.



(Группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)



- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят нашего класса.

(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели 10 законов дружбы.



Прочитайте их глазами:

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Не предавай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

Всегда выполняй свои обещания.



- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы?

- Какие законы вам кажутся легкими?

- А какие трудноватыми?

- Поднимите руку те, у кого есть друзья.

- У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.



6. Могут ли руки подружиться?



Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать?

Пожмите дружески руки друг другу.

Говорят: рука друга, локоть друга – как вы это понимаете? (поддержка друга)

Какая она на ощупь?





7. Практическое упражнение.



Упражнение "Мостик дружбы".

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем "построить" мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая "Мост дружбы".

Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню.



Песня «Друзья» гр. Барбарики



8. Итог.

- Что было интересным?

- Что было непонятным?

- Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть!

- Пусть всегда с вами рядом будут настоящие и верные друзья!