СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Обстоятельство" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Обстоятельство" (5 класс)»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Тема урока: Обстоятельство

Тип урока: изучение нового материала

Цель: совершенствование умения опознавать обстоятельство как второстепенный член предложения,воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.



Планируемые результаты:

личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов,формирование адекватного понимания причин успеха

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания,контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные:планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить устное речевое высказывание, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, развитие навыков аргументации своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться различать обстоятельство и его виды в предложении

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых,повысить уровень визуализации изучаемого материала.






Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование

– Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

– Вы знаете, я вчера вечером перелистывала книгу Мудрых советов, особенно мне понравилось  высказывание Л.Н. Толстого:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

(показать слайд с высказыванием)

– Прочитайте его.

– Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам?

- Да, вы правы, я хочу, чтобы вы научились самостоятельно мыслить, добывать знания. А я вам в этом с удовольствием помогу.


1. Стадия «ВЫЗОВА»

- пробуждение интереса к изучаемой теме;

- побуждение уч-ся к активной деятельности


1. Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

- Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

- Дополнение и определение - это второстепенные члены пр-я.

- Распространенные предложения состоят только из главных членов.

- Дополнение обозначает признак предмета.

- Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?


2. Проблемная ситуация. (слайд)


Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название.

(1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

Прилагательное

Глагол

Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Определение

Дополнение

Обстоятельство

- На какие группы можно разделить слова второго столбика? (главные и второстепенные чл.пр)

- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в пр-ии?

Значит, обстоятельство – это….второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

2. Этап целеполагания. «Корзина идей»

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог. (Слайд )Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.


3. Этап осмысления.

1. Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.

Осенний лес радостно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место





– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?



4. Чтение правила в учебнике.

5. Работа с учебником. (стр.88, параграф 39)

- Ребята, откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.(Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

Физкультминутка.- А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

СОСТАВИМ КЛАСТЕР

Обстоятельство

Наречие

Существительное с предлогом


Времени

Когда? Как долго?

Места

Где? Куда? Откуда?





Образа действия

Как? Каким образом?





Фронтальное обсуждение кластера.



3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ- (выполнение упражнения 192.)

Нужно научиться находить обстоятельства в предложении употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)


- Ребята, для того чтобы еще лучше закрепить новые знания, выполним следующее задание.

составьте  и запишите со словом дом три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –обстоятельством).


Составьте по картинкам предложения, чтобы они содержали обстоятельства.

17-19слайды (озеро, утки охотник)

3) Запись предложений и разбор по членам предложения.

Неожиданно мы вышли к заросшему осокой озеру.
У берега плавали утки.
Охотник осторожно подходил к озеру.


4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.РЕФЛЕКСИЯ

Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.


  1. Беседа по вопросам:

  1. Чему был посвящен урок? ( Второстепенному члену предложения обстоятельству)

  2. Какие затруднения вы испытывали? ( Не всегда правильно определяли обстоятельство)

  3. Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания об обстоятельстве)


Вывод

- Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает …………... (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд)

Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой (заранее подготовить слайд с картой)

?

Научился находить обстоятельство в предложении, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился находить обстоятельство в предложении, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить его от дополнения или определения. Скажу себе:

«Я работал хорошо!»

!!!

Научился распознавать обстоятельство и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1.Кто научился находить обстоятельство в предложении, но имеет вопрос по теме урока, выполните упр.191

2.Кто научился находить обстоятельство в предложении, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить его от дополнения или определения, выполните упр.196

3. Кто научился распознавать обстоятельство и может объяснить тему товарищу, тот выписывает из произведений художественной литературы 3-4 предложения про осень и подчеркивает в них обстоятельства.


Домашнее задание: правило, стр. 90, упр. 196, 197.



Совенок

Дети жили в лесной школе. Один раз мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и понесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Она села на березку под окном и жалобно кричала.

В о п р о с ы:

1. Правильно ли поступили ребята?

2. Как нужно вести себя в лесу?

3. Что нужно делать, чтобы уберечь растения и животных от гибели?



.















6.Резервный материал.

Вставьте нужные орфограммы, подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Напишите над каждым обстоятельством, что оно выражает (место, время, способ действия).

1.Вчера целый день ш..л х..лодный дождь.  2.В комнате было тихо.  3.Синоптики об..щали, что завтра будет дождь. 4.На улиц.. стояла хорошая погода.  5.Мой день рождения прош..л громко и весело. 6.  Каждую ноч.. звёз..ное небо ярко вспыхивает разноцветными ог..ньками.





Второстепенные члены предложения

Порядок

действий

Члены предложения

1. Установить, от какого слова зависит

От глагола

От существительного

От глагола

2. Выяснить, что обозначает

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

Обозначает место, время, способ действия

3. Найти, на какой вопрос отвечает

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чем?

Какой? Чей?

Где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем?

4. Определить, какой частью речи выражен

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

Прилагательным, существительным, местоимением

Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеж



Второстепенные члены предложения

Порядок

действий

Члены предложения

1. Установить, от какого слова зависит

От глагола

От существительного

От глагола

2. Выяснить, что обозначает

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

Обозначает место, время, способ действия

3. Найти, на какой вопрос отвечает

Р. п. кого? чего?

Д. п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чем?

Какой? Чей?

Где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем?

4. Определить, какой частью речи выражен

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

Прилагательным, существительным, местоимением

Чаще всего наречием, либо существительным в косвенном падеж