МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Дальнего»
Разработка показательного урока по русскому языку в 5 классе
на районный этап конкурса
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2020»
по теме «Полные и краткие имена прилагательные»
Провела :
учитель русского языка и литературы
Кумукова Ф.М.
2020г.
УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: показать грамматические особенности кратких прилагательных; определить роль кратких прилагательных в предложении; развивать интерес к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно – следственные связи.
коммуникативные: развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.
Технологии: личностно – ориентированная, информационно – коммуникативная, проблемно – диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.
Формы работы: коллективная, групповая.
Межпредметные связи: литература, физкультура.
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся: составляют таблицы-схемы, разграничивают языковые явления, объясняют правописание разных орфограмм.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа (презентация)
Структура и ход урока
Вступительное слово учителя.
Введение в тему.
Овладение новыми знаниями.
Физкультминутка.
Самостоятельное задание.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Доброго времени, ребята. Меня зовут Фатима Магомедовна. Сегодня урок русского языка проведу я.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу
Улыбки подарим мы всем!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю Вам!
Я надеюсь, что урок принесет вам радость общения друг с другом.
2 Проверка домашнего задания.
Ребята, вы уже знакомы с прилагательным, как частью речи. Напомните, пожалуйста, что вы уже знаете об этой части речи? (Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении является определением, либо сказуемым.)
Очень много информации знаете об этой части речи, но есть еще несколько очень интересных фактов, о которых мы сегодня с вами узнаем. Вы готовы? Тогда поехали! А работать мы сегодня будем на рабочих листочках, которые прислал нам один мудрец их сказки, поэтому сразу подпишите их.
3 Введение в тему.
Итак, ребята, посмотрите первое задание. Там записана пословица «Корень учения горек, а плод сладок».
-Как вы думаете, в этой пословице есть прилагательное? (да. Сладок).
-Сделайте морфемный разбор и скажите, чем отличаются слова горькая –горек, сладкая – сладок? (окончаниями).
-Да, действительно. У полных прилагательных отчаяние.
Куда- то убежало окончание.
Умчалась разрешенья не спросив
Стал смелый смел,
Красивый стал красив.
-Что стало с прилагательными? (они стали короче).
-Значит, это какие прилагательные?(краткие)
- Попробуйте сформулировать тему урока.(краткие и полные прилагательные).
- Попробуем поставить задачи перед собой(Узнать на какие вопросы отвечают краткие прилагательные и как они изменяются)
-Ну, хорошо, тогда вперед, за достижениями целей.
4. Овладение новыми знаниями
- Начнем с вопросов кратких прилагательных. Перед вами слова(задание 2). На какие вопросы они отвечают?
Красив –каков? Высока –какова? Сумрачно –каково? Сладки – каковы?
- запишите их.
- Скажите, а как изменяются полные прилагательные?(по родам, числам и падежам)
- А хотите узнать, как изменяются краткие прилагательные? Предлагаю провести исследование. Прочитайте следующее задание(задание 3). Как ты сегодня красив. Найдите краткое прилагательное. Измените по вопросам.
Какой? –красивый, каков? – красив, какова? –красива, каково? –красиво, каковы? – красивы. Как изменяется слово? (по родам и числам)
- Вам интересно, имеют ли краткие прилагательные падежные формы? Следующее задание выполним(задание4). Прочитаем предложение. Сегодня день сумрачен.
-Назовите краткое прилагательное (сумрачен)
-Какой член предложения оно поясняет? (день- подлежащее)
- Значит каким членом предложения будет являться слово сумрачен?(сказуемое)
- попробуйте изменить слово сумрачен по падежам. Получается? (нет)
- правильно, ребята, не получится. Краткие прилагательные не имеют падежной формы.
-Теперь заполним табличку и подведем итог рассмотренному на уроке.
Вопросы кратких прилагательных | |
Как изменяются | |
Синтаксическая роль | |
-теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике стр. 18.
5. Физкультминутка
- Продолжаем, ребята, следующее задание 6.прочитаем.
Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч.
-Найдем краткое прилагательное (могуч)
-Назовите основу слова (могуч)
- На какой звук оканчивается?(на шипящий)
-Открою вам большой секрет, в кратких прилагательных с основой на шипящий Ь знак не пишется.
6. Самостоятельное задание
- Теперь поработаем устно. Упр.591. Самостоятельная работа. Задание 594 учебника. Работаем на листах.
- Ребята, вопросы остались?
7. Рефлексия
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие. Перед вами таблица. Опираясь на нее, закончите, пожалуйста, предложения.
Сегодня я убедился в том…
Теперь я умею определять…
Было трудно….
Было интересно…
Ребята, а теперь дайте свою оценку сегодняшнему уроку, выберите один из смайликов и прикрепите на рабочий лист.
Веселый- вы замечательно потрудились и у вас все получилось
Грустный – не все понятно, нужно потрудиться.
8. Домашнее задание
Спасибо. Теперь запишите домашнее задание стр.20 правило выучить, упражнение 592.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ученика 5 класса________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №1
Корень учения горек, а плод сладок!
Горькая – горек, сладкая – сладок.
ЗАДАНИЕ №2
СЛОВО | ВОПРОС |
Красив | |
Высока | |
Сумрачно | |
Сладки | |
ЗАДАНИЕ №3
Как ты сегодня красив. (Измените краткое прилагательное так, чтобы оно отвечало на вопросы)
СЛОВО | КАКОВ? | КАКОВА? | КАКОВО? | КАКОВЫ? |
| | | | |
ЗАДАНИЕ №4
Сегодня день сумрачен.
ЗАДАНИЕ №5 (вывод)
Вопросы кратких прилагательных | |
Как изменяются краткие прилагательные | |
Синтаксическая роль | |
ЗАДАНИЕ №6
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Упражнение №594
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я убедился в том________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теперь я умею определять___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Было трудно_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Было интересно_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________