СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Прилагательные полные и краткие" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подойдет как для рабочего урока в 5 классе, так и для открытого. Урок носит обучающий, развивающий и один из самых важных компонентов ФГОС - воспитательный характер. 

Виды работ, включенные в разработку, отвечают возрастным особенностям обучающихся, в результате чего ученики становятся активными участниками урока. Также применение разнообразных видов работы способствует снижению утомляемости учащихся в процессе обучения.

Тип разработки: урок изучения нового материала. Преимущество данного конспекта в том, что в нем есть плавные переходы между этапами урока, но при этом нет ничего лишнего. С этим конспектом на уроке будет и актуализация опорных знаний, плавно вытекающая в проверку домашнего задания, и мотивация с самостоятельным целеполаганием учащихся, и метод наблюдения в качестве перехода к изучению нового материала, и обязательная работа с учебником с самопроверкой, и работы на развитие речи,  у доски, на предупреждение грамматической ошибки (работа, которая подготавливает учеников к написанию ВПР и сдаче ОГЭ и ЕГЭ), самостоятельная работа с взаимопроверкой, парная творческая работа, дифференцированное домашнее задание и, конечно же, кольцевая композиция урока (эпиграф по теме красной нитью проходит сквозь весь урок). В общем, данная методическая разработка станет незаменимым помощником при подготовке к уроку как школьного учителя, так и репетитора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Прилагательные полные и краткие" (5 класс)»

Учитель: Бобик А.А.

Урок № 135

Класс: 5-Е

Дата: 12.04.2022

Тема урока: «Прилагательные полные и краткие»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

- Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли, научить различать полные и краткие прилагательные, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать творческие способности учащихся, внимание, аккуратность, воспитывать культуру общения и поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- получение знаний о формах прилагательных, об их особенностях и синтаксической роли, о правилах написания кратких прилагательных с основой на шипящую;

- формирование умений определять и образовывать формы прилагательных, давать им морфологическую характеристику;

- развитие речи учащихся, лексического запаса.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- умение задавать вопросы, читать, слушать, отвечать на вопросы других, исправлять ошибки одноклассников;

- владение устной и письменной речью, монологической и диалогической речью;

- умение аргументированно отстаивать свою точку зрения при необходимости;

Познавательные УУД:

- способность извлекать информацию из учебника;

- построение логической цепи рассуждений;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

- умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

- способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты как свои, так и одноклассников, адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

- умение управлять своим поведением.

Личностные:

- готовность учащихся к саморазвитию;

- формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности;

- умение отражать личную позицию в речевой деятельности.

- стремление к речевому самосовер­шенствованию;

- наличие достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование:

- учебник;

- мультимедийный проектор;

- презентация «Прилагательные полные и краткие»;

- на карточках задания для парной работы;

- лист рефлексии;

- у каждого ученика на парте лежат все необходимые принадлежности к уроку;

- у каждого гостя на столе лежит план-конспект.


Ход урока:


«Корень учения горек, а плод - сладок».

  1. Организационный момент (1 мин)

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок, он – открытый, мы показываем свои знания и умения нашим гостям. Давайте поприветствуем и их! Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Итак, все готовы к уроку? Присаживайтесь.

- Прочитайте фразу на доске: «Корень учения горек, а плод - сладок». Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

II. Актуализация опорных знаний. Психологический настрой и мотивирование на успех в работе. (3 мин).

- Начнем с эстафетной разминки. Вместо палочки мы передаем друг другу «грамотное перо». На уроке работает накопительная система оценивания. Сегодня мне помогают Стефания, Катя, Саша.

Примерные вопросы:

1) Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (Морфологию)

2) Что такое Морфология? (Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки)

3) Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (Над именем прилагательным)

4) Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательного. (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей? Каков?)

5) Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам (только в ед.ч.), падежам).

6) Что значит «прилагательное согласуется с существительным?» (ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится).

7) Каким членом предложения могут быть прилагательные? Какова синтаксическая роль в предложении? (В предложении имена прилагательные обычно бывают определениями или сказуемыми).

8) Как называются художественные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты)

- Давайте посмотрим, как эти знания помогли вам справиться с небольшим творческим заданием.

III. Проверка домашнего задания. 4 мин.

- Хорошо, молодцы! Откройте, пожалуйста, тетради, пропустите 2 строки, запишите число, классная работа. Дежурные, назовите отсутствующих.

- Каким было ваше домашнее задание? (Учащиеся должны были выполнить упражнение №632: описать любое домашнее животное, активно используя имена прилагательные. Подобрать заголовок. Подчеркнуть в сочинении прилагательные как член предложения).

- Все справились с заданием? После урока я обязательно соберу тетради и выставлю оценки.

- Какую часть речи вы использовали в своем сочинении чаще всего? (прилагательные)

- Чему вы научились благодаря этому упражнению? (грамотно и по назначению использовать имена прилагательные в своем сочинении).

- Какую роль в речи играют прилагательные? (выразительность, красочность, точность и подробность описания предмета/явления/животного/человека).

- На каких школьных предметах мы используем прилагательные? Аргументируйте. (История, биология, география, астрономия, конечно же, литература).

- Совершенно верно! Мы с вами отметили, что много прилагательных используется в художественной литературе.

IV. Мотивация. 3 мин.

- Слайд 1

- Итак, давайте прочитаем стихотворение. Найдите все прилагательные в этом стихотворении:

- Эвелина, прочитай.

Снег каков? Он ЧИСТ И БЕЛ.

Мел каков? Он ХРУПОК, мел.

Пух каков? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ вот этот лист.


- Сколько прилагательных? (5)

- В чем особенность этих прилагательных? (Они похожи на прилагательные, но отличаются формой; ИЛИ у этих прилагательных короткое окончание).

-Предположите, как будут называться такие формы прилагательных по внешнему виду? (краткие)


  1. Целеполагание.4 мин.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Прилагательные полные и краткие)

- Слайд 2

- Записываем тему урока: «Прилагательные полные и краткие».

- Почему выделен корень лаг? (он безударный, чередующийся). То есть не проверяется ударением.

- Слайд 3

- Обратите внимание на слайд. Прочитай, Валентин. Откуда эти строки? («Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина)

- Какое прилагательное вы видите?


Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…

А.С.Пушкин

- Верно! Прилагательное «могуч». В какой форме прилагательное здесь использовано? Как мы можем изменить форму этого слова? (могучий)

- Какова особенность его правописания?

- Слайд 4

- Определим цели нашего урока с опорой на слова-помощники на экране.

- Слайд 5

- Мы узнаем:

1) каковы грамматические признаки кратких и полных прилагательных;

2) правило написания мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящий;

3) какова синтаксическая роль кратких и полных прилагательных;

- Мы научимся… различать полные и краткие прилагательные, грамотно употреблять их в речи.


  1. Изучение нового материала (4 мин).

1) Открытие новых знаний. Наблюдение. Составление таблицы.

- Слайд 6

- Взгляните на экран. Перед вами пары прилагательных. Прочитайте их.

Умный папа
красивая мама
прекрасное утро
богатые урожаи

Папа умён
мама красива
утро прекрасно
урожаи богаты

- У вас на парте карточки, с которыми вы должны поработать. Сформулируйте, на какие вопросы отвечают прилагательные правого столбика? Занесите ответы в карточку, которая у вас на парте. Мы записываем вопрос только начальной формы (м.р., ед.ч.)

- Сделайте вывод, как изменяется краткое прилагательное? (заносим в таблицу)

- Каким ЧП является?

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Какой? Чей?

Каков?

Род (ед. ч.). Число. Падеж.

Род. (ед.ч.). Число.

Определение, сказуемое

Сказуемое

- Слайд 7

- Где мы можем найти подтверждение этой информации? (в учебнике). Сравним с учебником получившуюся таблицу (Самостоятельное чтение с.106).

- Что нового?

  1. Первичная проверка и закрепление материала. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Работа с учебником: использование в речи кратких прилагательных. (5 мин)

- Слайд 8

А) Найдите упр.637, прочитайте задание. (составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните ГЧП. (1 предложение у доски, 2 - самостоятельно). То есть что нам нужно сделать?

- Сформулируйте правило написания краткого прилагательного с основой на шипящий? С Ь или без? Сформулируйте правило (с.107).

- Слайд 9

Самопроверка. Слайд на доске с правильно выполненными предложениями (раздать бонусы, помощь ребят).



Физкультминутка. (1 мин)



- Слайд 12

- Пора взбодриться! Встаем. Я называю вам полные и краткие прилагательные, но вы реагируете только на краткие формы. Вы голосуете за них двумя ручками вверх, поднимаясь на носочки. Все понятно! Тогда приступим!


Старик добр, богатый внутренний мир, здание высоко, красивый дом, береза низка, ум светел, деревья могучие, знание сильно, речи кратки.


Б) Работа у доски (5 мин)

- Слайд 10

Откроем упр. 634, прочитаем. (пользуясь образцом, потренируемся образовывать краткую форму прилагательных и ставить правильное ударение (подчеркнуть беглые гласные, озвучить орфограмму (оглушение/озвончение).

- Какие навыки мы будет тренировать? (Образовываем краткую форму и ставим правильное ударение).

Слова: узкий, мягкий, честный.

- Итак, ребята, скажите, в форме какого рода краткого прилагательного окончание становится ударным (ж.р.). Как правило, в женском.

- Слайд 11

- Выполним морфемный разбор слова честный.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (непроизносимый согласный (чест – н – ый).

- Что помогает увидеть и понять морфемный разбор? (состав слова, орфограммы, связанные с умением правильно определять состав слова).


  1. Контроль усвоения.

А) Парная работа с элементами творчества: сказка «Друг для лягушки» (10 мин).

- Теперь я предлагаю вам веселое упражнение. Итак, все краткие прилагательные отвечают на лягушачьи вопросы:

- Слайд 13

Ква –ква – КАКОВА?

Ква - ков – КАКОВ?

Ква – кво - КАКОВО?

Ква – квы – КАКОВЫ?


- Слайд 14

Одинокая лягушка смотрела в зеркало и рассуждала Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша.


- У вас на столах карточки с текстом и заданием к нему. Итак, работаем в парах. Задания выполняем в тетрадях, по истечении времени проверяем у доски. (текст на экране и на карточке).

ПАРА 1 (у доски проверяем письменно)

- Прочитайте текст и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Найдите все краткие прилагательные. Посчитайте их и подчеркните как ЧП. Укажите подлежащее.


ПАРА 2 (у доски проверяем письменно)

- Прочитайте текст и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Расставьте недостающие знаки препинания и нарисуйте на доске подходящую схему.

(А: «П».)


ПАРА 3 (у доски проверяем письменно)

- Прочитайте текст и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Выполните синтаксический разбор у доски предложения: Лягушка смотрела в круглое зеркало и рассуждала.


ПАРА 4 (у доски проверяем письменно)


- Прочитайте текст и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Укажите все части речи в предложении: Лягушка смотрела в круглое зеркало и рассуждала.

- Какие типы речи использованы в тексте? Какие слова-подсказки помогают определить типы речи?


ПАРА 5 (устно проверяем)

- Прочитайте текст и приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Почему все-таки хороша лягушка? (качества важнее).

- О лягушке ли идет речь? Какой здесь прием использован? прием иносказания, или аллегории. В чем смысл иносказания? Человек красив, в первую очередь, внутренним миром.


- Слайд 19

- К сожалению, законы природы в реальной жизни суровы. А в сказке добро всегда побеждает зло. Если у людей есть общие интересы, они смогут стать друзьями, даже если очень непохожи.

  1. Рефлексия. Фронтальный опрос. 2 мин.

Работа с эпиграфом

- Обратите внимание на доску. Прочитайте. «Корень учения горек, а плод - сладок».

- Что перед вами? (пословица).

- Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания).

- Как вы думаете, почему эта пословица красной нитью прошла через весь наш урок?

- Чем краткая форма отличается от полной? (усеченное окончание/отсутствует вовсе, в предложении чаще является сказуемым, отвечает на вопрос каков?, не изменяется по падежам).

- Какую орфограмму мы сегодня выучили? (Ь после шипящих)

- А сейчас на маршрутном листе ответьте на вопрос, используя краткие формы:

- Каков был урок?

  1. Организация домашнего задания. Выборочное (1 мин)

- Слайд 20

  1. Упр.643 (открыли, прочитали задание)

  2. Дети, которые хотят получить дополнительную оценку, выполняют задание со звездочкой: найти энциклопедию, которая содержит статью о камчатском буром медведе (можно использовать ресурсы интернета). Выписать из статьи 7 предложений, которые дают характеристику этому животному. Выделить общие и отличные черты в описании.


  1. Оценивание (1 мин)

- Поднимите руки, у кого 5 наклеек за урок? У Кого 4? (собираем тетради, вложив лист рефлексии).