СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока  и презентация .Тип урока: знакомство с новой темой "Род имени существительного". УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«3кл. Род им. сущ-х»

Тема урока:

«Род имён существительных»

3 «г» класс

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;



Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

3. «Копия письма» (у каждого ребёнка)

4. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)

5. Текст письма у учителя

6. Плакат с местоимениями.

1.Орг.

Момент

1 мин.

Просмотр отрывка из м/ф.

- Что? Где? Почему? Только в школе я пойму.

Вот так необычно мы сегодня начинаем наш урок!

- Поприветствуйте друг друга улыбками. Повернитесь, посмотрите сколько у нас гостей-подарите им свои улыбки. Подарите улыбки и мене. Присаживайтесь.



2. Этап целеполагания

2 мин.

- Русский язык богат своими тайнами. И мы сегодня приоткроем занавес ещё 1 тайны. Устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Готовы?

- Но, чтобы у нас всё получилось, какие качества нам понадобятся?

- Прочитайте внимательно эти качества./Слайд 2/ (Читают вслух)

- Значение всех слов вам понятны?

- Какие качества нам не пригодятся на уроке? (лень, эгоизм)

- Что объединяет все эти слова? Какой частью речи являются?

- О чём мы сегодня с вами будем говорить?














Сущ.


3. Минутка

чистописания

Гимнастика для пальчиков:

- Приготовим пальчики к следующему этапу.

«Будем пальчики считать-раз,2,3,4,5.

Вот какие дружные, крепкие и нужные». Возьмите ручку и будем перекатывать в ладони.

- А к чему мы подготовили свои пальчики? (К мин.чистописания)

- Отгадайте,какую букву будем писать. Нужны помощники (2 ребенка)

«Взялись за руки друзья и сказали : «Ты да я.

Ты да я. А между тем, получилась буква – «Эм»

- /Показ написания/. В этой строке запишите 5 слияний заглавной и строчной буквы «Эм»

- Назовите имена, начинающиеся с этой буквы.

- В следующей строке запишите имена: МАРИНА, МИША,МАЙКЛ.

-Как пишутся имена? (С большой буквы)

-Мы будем оценивать себя цветом и закрашивать по 1 лучику: красный- Молодец! Всё получилось; жёлтый- Хорошо! Немного ошибся. Зелёный –Не справился! Нужно постараться.

Вы справились с первым заданием и солнышко дарит нам первые лучики. Закрасьте выбранным цветом.































1Лучик


4. Актуализация знаний

- Качества – это сущ-ые. А к какой части речи относятся все имена? (к сущ)

- Да, мы будем пополнять знания об этой части речи и открывать новое знание. Но сначала нужно привести в систему всё изученное об имени существительном .

- Предлагаю выполнить тест /работа в парах/

  1. Работа в парах .

- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте отметьте верный ответ.

Тест.(1) Слайд 4

1. Что такое имя существительное?

  • Часть слова.

  • Член предложения.

  • Часть речи.



2. Что обозначает имя существительное?

  • Признак предмета.

  • Предмет, в широком смысле слова.

  • Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Как? Откуда? Где?

  • Кто? Что?

  • Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?

  • Только подлежащим.

  • Подлежащим и второстепенным членом предложения.

  • Подлежащим, сказуемым, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

  • Одушевлённое или неодушевлённое.

  • Собственное или нарицательное.

  • Изменяется по числам.

Обобщение о существительном.

- Расскажите, все, что знаете об имени существительном. Заполним копилку знаний об имени существительном. (слайд 4)

(Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

-Назовите постоянные признаки имени существительного(собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые) и непостоянные (число)

- У солнышка вновь появляются лучики.

- Но в копилке знаний остаётся ещё один вопрос. Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим.




















































2лучика

5.Самоопределение к деятельности

1.Классификация имен существительных.

- Что можно сказать об этих сущ.? (словарные слова)  (слайд 5,6)

Заяц,молоко,ворона,письмо, комната, воробей

- Вставьте пропущенные буквы в эти слова.

- Распределите имена существительное на 3 группы, -Почему не получается распределить на 3 группы?

- Не хватает каких-то знаний. Значит нужна помощь? И такие помощники есть. Вы сейчас догадаетесь кто они.

- Какие слова можно использовать в речи вместо имён существительных, которые указывают на него, но не называют? (Местоимения)

- Какие местоимения вы знаете?

- Распределите имена существительное на группы, используя эти волшебные слова-помощники «он», «она», «оно».

- сколько же групп получится у нас? Обоснуйте своё мнение.

- Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она? Он? Оно?

Она Он Оно

- Девочки, что вы скажете о работе у доски?

-Как называется это распределение, предположите?

-Подтвердите своё предположение. Откройте учебник и прочитайте тему урока.(на доску тема урока) (слайд 8)


-Какие задачи поставим, исходя из темы?  (Узнаем, что такое род существительных, научимся определять род существительных и правильно использовать их в речи ).

-А, что такое род? Заглянем в словарь.

А солнышко продолжает радовать нас новыми лучами.





В тетради записыв

И проверка














3 чел.у доски







На доске




























3 лучика

Фиксация затруднения в деятельности.


  1. 1.Чтение письма и его разбор.

– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла (слайд 9) Лист-2

Здравствуй, мой любимый подруга Марина! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

-Что вас рассмешило, а, может, удивило?

( Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.).

-А вы сталкивались с таким неправильным употреблением?

(Ал-др Куприн.»Слон». Надо дать слону сладкий булка.

Позволит ли полиция вводить один слон в один дом?)


4. Постановка учебной задачи.


1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе.

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Читают, исправляют ошибки).

/Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке./

3. Вывод

- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

- Но прежде раскрасим очередной лучик.























4 лучик

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)


1. Исследовательская работа в парах.

- На 1 этапе : Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)  (слайд 11) Лист-3

  • 1.Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

  • 2.Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?

  • 3.Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

  • 4.Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

  • 5.Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 8)

Проверьте друг друга в парах.


- Какие имена существительные называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

-Как можно назвать род этих существительных?

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.)

- Какие имена существительные называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Как можно назвать род этих существительных?

- Запишите в рамку- женский род.

Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

  1. Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, варенье

- Запишите слова в таблицу (слайд 10)


(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

- Что вы заметили? (слово лото и варенье не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД) (слайд 11)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)

- Солнышко нам улыбается





























































































5 лучик

5. Первичное закрепление во внешней речи


- Правильно?

- Давайте сделаем вывод. Какой новый признак имени существительного вы открыли?

- Какого рода бывают имена существительные?

Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.

- Как определить род имен существительных?

- Прочитайте правило на стр. 25.

- Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя открыли? (слайд 12)

- Посмотрите на окончания существительных м.р., ж.р., и ср. р. Поможет оно в определении рода? (заметим-в мужском и женском роде окончания могут быть одинаковые

- Поэтому, я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род – запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

-Покажите, как надо в словах определять род. Придумайте своё слово.

Устно по алгоритму: вьюга – она моя – ж.р.

- А солнышко светит всё ярче. Кого вы хотите поблагодарить за это?






































Дети

придумывают




6 лучик

VI. Физминутка


Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.



7.Самостоятельная работа с самопроверкой


1. Упр.40 на с.26. Работа по учебнику

2. Взаимопроверка в парах

- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических оборотах, которые обогащают нашу речь (слайд 18)

- Определите род этих существительных и вставьте во фразеологический оборот. (Тупик, белка,слово)

Крутился, как ______ в колесе.
Ловить каждое _____ .
Зайти в ______ .

- Благодаря вашей работе солнце засияло в полную силу.(слайд 19)


7 лучик














8 лучик



8. Рефлексия.


- Итак, достигли ли мы целей урока?

- Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род имени существительного? - - Могу ли я определить род имени существительного?

- Кого вы можете поблагодарить за активную работу по исследованию рода существительного?

- Подведём итог нашего урока (слайд 21)

- Покажите какие солнышки у вас получились.Прикрепите их на доску.


9. Домашнее задание


Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Оле. Майкл прислал ей открытки с видами прекрасной столицы Англии. (слайд 23). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов». Упр. 43 на стр 26 в учебнике.





Просмотр содержимого презентации
«3кл.Род им.сущ.»

Род имени существительного Составила: учитель начальных классов  МБОУ «СОШ» с. Объячево  Шулепова Галина Ивановна.

Род имени

существительного

Составила: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» с. Объячево

Шулепова Галина Ивановна.

Смекалка аккуратность лень оптимизм сотрудничество Трудолюбие Эгоизм Терпение

Смекалка

аккуратность

лень

оптимизм

сотрудничество

Трудолюбие

Эгоизм

Терпение

31 января. Классная работа. М  м Марина, Миша, Майкл

31 января.

Классная работа.

М м

Марина, Миша, Майкл

Тест. 1. Что такое имя существительное? Часть слова. Член предложения. Часть речи.   2. Что обозначает имя существительное? Признак предмета. Предмет, в широком смысле слова. Действие предмета. 3. На какие вопросы отвечает имя существительное? Как? Откуда? Где? Кто? Что? Что делать? Что сделать? 4. Каким членом предложения может быть существительное? Только подлежащим. Подлежащим и второстепенным членом предложения. Подлежащим, сказуемым, определением. 5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

Тест.

1. Что такое имя существительное?

  • Часть слова.
  • Член предложения.
  • Часть речи.

 

2. Что обозначает имя существительное?

  • Признак предмета.
  • Предмет, в широком смысле слова.
  • Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Как? Откуда? Где?
  • Кто? Что?
  • Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?

  • Только подлежащим.
  • Подлежащим и второстепенным членом предложения.
  • Подлежащим, сказуемым, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

  • Одушевлённое или неодушевлённое.
  • Собственное или нарицательное.
  • Изменяется по числам.
Копилка знаний. Имя существительное Часть речи Предмет Кто? Что? Подлежащим и второстепенным  членом предложения Неодушевлённое Одушевлённое Нарицательное Собственное ? Мн.ч Ед.ч

Копилка знаний.

Имя существительное

Часть речи

Предмет

Кто? Что?

Подлежащим и второстепенным

членом предложения

Неодушевлённое

Одушевлённое

Нарицательное

Собственное

?

Мн.ч

Ед.ч

За_ц, м_локо, вор_на, Пис_мо, комн_та, в_робей.

За_ц, м_локо, вор_на,

Пис_мо, комн_та, в_робей.

За я ц, м о локо, вор о на, пис ь мо, комн а та, в о робей. Распределите слова на 3 группы. ?

За я ц, м о локо, вор о на,

пис ь мо, комн а та, в о робей.

Распределите слова на 3 группы.

?

Тема - ? Задачи: 1. Узнаем, что такое род имён существительных; 2. Научимся определять род существительных ; 3. Будем учиться правильно использовать их в речи .

Тема - ?

Задачи:

1. Узнаем, что такое род имён существительных;

2. Научимся определять род существительных ;

3. Будем учиться правильно использовать их в речи .

Род . - племя, поколение. Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова.

Род . - племя, поколение.

Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова.

Письмо  З ДРАВСТВУЙ, МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОДРУГА М АРИНА! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. Т ВОЙ ДОБРЫЙ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ И ВАРЕНЬЕМ. А ТВОЯ УМНЫЙ ДЯДЯ УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. Т ВОЯ МИЛАЯ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛА РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ.  В АША М АЙКЛ.

Письмо

З ДРАВСТВУЙ, МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОДРУГА М АРИНА! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. Т ВОЙ ДОБРЫЙ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ И ВАРЕНЬЕМ. А ТВОЯ УМНЫЙ ДЯДЯ УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. Т ВОЯ МИЛАЯ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛА РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ.

В АША М АЙКЛ.

Письмо  З ДРАВСТВУЙ, МОЙ ЛЮБИМ АЯ ПОДРУГА М АРИНА! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. Т ВО Я ДОБР АЯ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ И ВАРЕНЬЕМ. А ТВО Й УМНЫЙ ДЯДЯ УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. Т ВО Й МИЛЫЙ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛ _ РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ.  В АШ _  М АЙКЛ.

Письмо

З ДРАВСТВУЙ, МОЙ ЛЮБИМ АЯ ПОДРУГА М АРИНА! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. Т ВО Я ДОБР АЯ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ И ВАРЕНЬЕМ. А ТВО Й УМНЫЙ ДЯДЯ УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. Т ВО Й МИЛЫЙ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛ _ РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ.

В АШ _ М АЙКЛ.

Инструкция

Инструкция

  • 1. Раздели тетрадь на 3 столбика.
  • 2. Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.
  • 3. Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
  • 4.Запиши слова-помощники в 1 и 2 столбике в
  • тетради.
  • 5. Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.
  • 6 .Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.
дедушка ПОДРУГА дядя МАМА МАЙКЛ Марина ДОМ ВАРЕНЬЕ ЛОТО МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА -Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имен существительных?

дедушка ПОДРУГА дядя МАМА МАЙКЛ Марина

ДОМ ВАРЕНЬЕ ЛОТО МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА

-Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имен существительных?

Он  ОНА Подруга,  мой  моя  ОНО Марина, Дядя, Дедушка,  моё Мама, Варенье, лото Майкл, Встреча, Дом, молодость Пирог, Россия, доброта

Он

ОНА

Подруга,

мой

моя

ОНО

Марина,

Дядя,

Дедушка,

моё

Мама,

Варенье,

лото

Майкл,

Встреча,

Дом,

молодость

Пирог,

Россия,

доброта

Он мой Она моя Оно моё Дядя, Дедушка Майкл Подруга, Марина, мама Варенье лото дом встреча пирог молодость

Он

мой

Она

моя

Оно

моё

Дядя,

Дедушка

Майкл

Подруга,

Марина,

мама

Варенье

лото

дом

встреча

пирог

молодость

Работа по учебнику  Упр.40 на с.26.

Работа по учебнику

Упр.40 на с.26.

Восстановить фразеологические обороты Крутился, как ______ в колесе.  Ловить каждое _____ .  Зайти в ______ . Слова для справок: тупик, белка,слово

Восстановить фразеологические обороты

Крутился, как ______ в колесе. Ловить каждое _____ . Зайти в ______ .

Слова для справок: тупик, белка,слово

Домашнее задание  1. Узнать больше о столице Англии.  2. Выучить секрет запоминания родов.  3. С.27, упр.43

Домашнее задание

1. Узнать больше о столице Англии.

2. Выучить секрет запоминания родов.

3. С.27, упр.43

Я узнал …. Я запомнил…  Мне понравилось… Хочу поблагодарить…

Я узнал ….

Я запомнил…

Мне понравилось…

Хочу поблагодарить…