СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Комбинаторные задачи"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначальных навыков решения комбинаторных задач. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В. и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Комбинаторные задачи"»

5 класс

Тема урока:   Комбинаторные задачи.

Цель урока : сформулировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Развитие умения решать комбинаторные задачи  ;

  • Выработка умения применять математическую теорию в конкретных ситуациях.

 Развивающие:

  • Развитие умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;

  • Развитие умения решать задачи путём только логических рассуждений;

  • Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

  • Развитие умения делать выбор рационального способа кодирования.

Воспитательные:

  • Прививать сознательное отношение к труду;

  • Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;

  • Прививать сознательное отношение к труду.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • раздаточный материал (цветные полоски: белая, синяя,  красная);

  • карточки с задачами.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

        Очень часто в жизни приходится делать выбор, принимать решение. Это сделать очень трудно, не потому что  выбора нет, а  потому что приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.

        Задачи, которые мы сегодня будем решать помогут вам творить, думать необычно, оригинально,   видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая.

        И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас.

  • Актуализация темы и мотивация.

 Давайте решим задачу №1,  

         Задача 1.У кассы кинотеатра стоят четверо ребят. У двух из них сторублевые купюры, у других двух – пятидесятирублевые. (Учитель вызывает 4 учеников к доске и дает им модели купюр). Билет в кино стоит 50 рублей. В начале продажи касса пуста. (Учитель вызывает «кассира» и дает ему «билеты»). Как должны расположиться ребята, чтобы никому не пришлось ждать сдачи?

  Разыгрываем  сценку, с помощью которой можно найти два возможных варианта решения:

  1. 50 рублей, 100 рублей, 50 рублей, 100 рублей;

  2. 50 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 100 рублей .

          Задача №2.  Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг?

( Учащимся раздаются цветные полоски (белый, синий, красный) и предлагается составить разные варианты флагов ?  

3.Изучение нового материала.

Учитель: При решении этих задач мы осуществили перебор всех возможных вариантов, или, как обычно говорят в этих случаях, всех возможных комбинаций. Поэтому подобные задачи называют комбинаторными. Просчитывать возможные (или невозможные) варианты в жизни приходится довольно часто,  поэтому  полезно познакомиться с комбинаторными задачами,а раздел математики, занимающийся решением этих задач, называется комбинаторикой.

           Определение  учащиеся  записывают в тетрадь:

 Комбинаторика это раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения заданных элементов по заданным правилам 

  Обычный вопрос в комбинаторных задачах – это «Сколькими способами?» или

 «Сколько вариантов

Учитель: Давайте еще раз вернемся к задаче о флагах, решим ее используя перебор возможных вариантов:            

                          КБС            КСБ

                          БСК            БКС

                          СБК           СКБ   

Ответ: 6 вариантов.

           Итак, при решении этой задачи мы искали способ перебора возможных вариантов. Во многих случаях оказывается полезным прием  построения картинки – схемы перебора вариантов. Это, во – первых, наглядн , во- вторых, позволяет нам все учесть, ничего не пропустить.

Решение      Флаг

I

 

II

 

III

 

Варианты БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ.

Ответ: 6 вариантов.

Вопрос, ответ на который должны знать все, какой из представленных вариантов флагов – государственный флаг РФ.

Оказывается, Не только флаг  России имеет эти три цвета. Есть государства, флаги которых, имеют такие же цвета.

КБС – Люксембург и  Нидерланды.

 СКБ- Франция

Физкультминутка для глаз.

Упражнение « Фигуры».

Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки. Фигуры можно нарисовать на доске

  4.Практическая часть

104, №105, №108 ,№114, №119

5.Рефлексия

Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? Что было трудным на уроке и почему?

  Кроме того, ученикам предлагается ответить на 3 блиц - вопроса:

  • На сегодняшнем уроке мне было … (легко, обычно, трудно)

  • Новый материал я … (усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)

  • Моя самооценка за урок …

Ответы на приведенные вопросы можно не подписывать, т.к. их основная функция помочь учителю проанализировать урок и его результаты

6.Подведение итогов. Выставление отметок

Домашняя работа: №106,109, 120.





















Предмет, класс

Математика, 5 класс

Учитель


Тема урока

Комбинаторные задачи

Цель урока

формировать представление о всевозможных комбинациях, о комбинаторных задачах, о дереве возможных вариантов, познакомить учащихся со способом решения комбинаторных задач, рассматривая дерево возможных вариантов

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить в процессе реальной ситуации решать комбинаторные задачи, путем рассмотрения дерева возможных вариантов; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности учебного материала

Вид используемых на уроке средств

Карточки, учебник