5 класс
Тема урока: Комбинаторные задачи.
Цель урока : сформулировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развитие умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;
Развитие умения решать задачи путём только логических рассуждений;
Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
Развитие умения делать выбор рационального способа кодирования.
Воспитательные:
Прививать сознательное отношение к труду;
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
Прививать сознательное отношение к труду.
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Очень часто в жизни приходится делать выбор, принимать решение. Это сделать очень трудно, не потому что выбора нет, а потому что приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.
Задачи, которые мы сегодня будем решать помогут вам творить, думать необычно, оригинально, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая.
И еще сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас.
Давайте решим задачу №1,
Задача 1.У кассы кинотеатра стоят четверо ребят. У двух из них сторублевые купюры, у других двух – пятидесятирублевые. (Учитель вызывает 4 учеников к доске и дает им модели купюр). Билет в кино стоит 50 рублей. В начале продажи касса пуста. (Учитель вызывает «кассира» и дает ему «билеты»). Как должны расположиться ребята, чтобы никому не пришлось ждать сдачи?
Разыгрываем сценку, с помощью которой можно найти два возможных варианта решения:
50 рублей, 100 рублей, 50 рублей, 100 рублей;
50 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 100 рублей .
Задача №2. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг?
( Учащимся раздаются цветные полоски (белый, синий, красный) и предлагается составить разные варианты флагов ?
3.Изучение нового материала.
Учитель: При решении этих задач мы осуществили перебор всех возможных вариантов, или, как обычно говорят в этих случаях, всех возможных комбинаций. Поэтому подобные задачи называют комбинаторными. Просчитывать возможные (или невозможные) варианты в жизни приходится довольно часто, поэтому полезно познакомиться с комбинаторными задачами,а раздел математики, занимающийся решением этих задач, называется комбинаторикой.
Определение учащиеся записывают в тетрадь:
Комбинаторика – это раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения заданных элементов по заданным правилам
Обычный вопрос в комбинаторных задачах – это «Сколькими способами…?» или
«Сколько вариантов…?»
Учитель: Давайте еще раз вернемся к задаче о флагах, решим ее используя перебор возможных вариантов:
КБС КСБ
БСК БКС
СБК СКБ
Ответ: 6 вариантов.
Итак, при решении этой задачи мы искали способ перебора возможных вариантов. Во многих случаях оказывается полезным прием построения картинки – схемы перебора вариантов. Это, во – первых, наглядн , во- вторых, позволяет нам все учесть, ничего не пропустить.
Решение Флаг
I

II
III
Варианты БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ.
Ответ: 6 вариантов.
Вопрос, ответ на который должны знать все, какой из представленных вариантов флагов – государственный флаг РФ.
Оказывается, Не только флаг России имеет эти три цвета. Есть государства, флаги которых, имеют такие же цвета.
КБС – Люксембург и Нидерланды.
СКБ- Франция
Физкультминутка для глаз.
Упражнение « Фигуры».
Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки. Фигуры можно нарисовать на доске
4.Практическая часть
№104, №105, №108 ,№114, №119
5.Рефлексия
Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? Что было трудным на уроке и почему?
Кроме того, ученикам предлагается ответить на 3 блиц - вопроса:
На сегодняшнем уроке мне было … (легко, обычно, трудно)
Новый материал я … (усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)
Моя самооценка за урок …
Ответы на приведенные вопросы можно не подписывать, т.к. их основная функция помочь учителю проанализировать урок и его результаты
6.Подведение итогов. Выставление отметок
Домашняя работа: №106,109, 120.
| |
Предмет, класс | Математика, 5 класс |
Учитель | |
Тема урока | Комбинаторные задачи |
Цель урока | формировать представление о всевозможных комбинациях, о комбинаторных задачах, о дереве возможных вариантов, познакомить учащихся со способом решения комбинаторных задач, рассматривая дерево возможных вариантов |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
научить в процессе реальной ситуации решать комбинаторные задачи, путем рассмотрения дерева возможных вариантов; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания | умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность |
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности учебного материала |
Вид используемых на уроке средств | Карточки, учебник |