СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Обобщение по разделу "Родина"",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка составлена по учебнику Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс. Её можно использовать для проведения последнего урока по разделу«Родина».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Обобщение по разделу "Родина"",»

Тип разработки – конспект урока литературного чтения

4 класс

Данная разработка составлена по учебнику Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс. Её можно использовать для проведения последнего урока по разделу«Родина».

Тема: Обобщение по разделу «Родина».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: обобщить знания учащихся по теме; прививать детям интерес к литературе, поэзии; воспитывать любовь к своему краю; научить комментировать и анализировать содержание учебного материала; работать над обогащением словарного запаса; размышлять над авторским отношением к Родине; воспитывать любовь к Родине

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведениях средства художественной выразительности

Метапредметные:

Познавательные: определять особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на тему.

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Самоопределение к деятельности

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

- Вам знакома эта песня?

-О чём она?

- Почему я начала урок с этой песни?

- Наш урок сегодня мы посвятим обобщению знаний о Родине.

- Каковы наши задачи на урок ?

3. Работа по теме урока

1. Беседа

- Что такое Родина?

Верно, это страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки.

Наверное, всё это и есть Родина…


-- Как называется наша Родина?

-А вот как красиво сказал известный ученый и педагог Константин Дмитриевич Ушинский: 

“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов».

-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, Россия, держава)


- Произведения какого жанра мы читали в разделе Родина?

2.Речевая разминка

(Анализ чтения)

РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.


В Крючков


- О чём это стихотворение?

- Как вы можете ответить на вопрос автора одним предложением?

3. Повторение «Узнай в лицо»

- Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.


- Проверим , как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора

(ученики открывают на экране «окошко», называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)



4.Повторение «Изученные произведения»

Работа по карточкам. Соединить название стихотворения с автором

«Узнай произведение»

- Что их объединяет?


- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

5. Проверка домашнего задания

- Наши ученики изобразили фрагменты изученных стихотворений. Узнай произведений и зачитай выразительно отрывок из него.

1. Я создала картину, на которой на переднем плане изображён летний луг, и вдалеке лес. (Спиридон Дрожжин «Родине»)

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою”.



2. На переднем плане моей картины изображены белоствольные берёзки, за ними – село. Вдали видна колокольня, которая немного покосилась от старости. А на бугре холмик с памятником. Это память о воевавших солдатах за Родину. (Анатолий Жигулин «О, Родина!»)

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…



3. Я нарисовала картину, на которой видны горы на горизонте, а на переднем плане степь, засеянная пшеницей. (Иван Никитин «Русь»)

Под большим шатром голубых небес -

Вижу - даль степей зеленеется.

И на гранях их выше темных туч

Цепи гор стоят великанами.

- Что сближает все изученные стихотворения? (Любовь к Родине)

- Какой поэты видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)

- Поэты в своих стихах описывают величие, красоту страны. Это пейзажная лирика.

Физминутка

Звучит аудиозапись шума воды.

Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды.

Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо (все показываем движениями)

Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

6. «Что ты заешь о своей Родине?»

Викторина

- Столица России

- Вторая столица России? (Санкт-Петербург)

- Назовите имя и фамилию президента России? (В. Путин)

- Какое событие произойдёт в России 18 марта 2018 года?

Загадки

- У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ...  (Флаг)

- Рассмотрим российский флаг.

Какие цвета присутствуют на российском флаге?

(Белый, синий, красный) Что означают цвета флага? (ответы детей)

Ученик

- Считается, что цвета отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, любовь к Отечеству. Государственый флаг можно увидеть во время праздников, на спортивных соревнованиях, на зданиях государственных учреждений… Флаг – национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением, гордиться им.

Надругательство над флагом является преступлением.


- Поговорим еще об одном важном символе нашего государства.


- Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава. (ГИМН)


- А ка вы думаете, что такое гимн? (ответы детей)

Ученик (

- Слово «гимн» обозначает восхваление, торжественную песнь. Наш гимн величественен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Исполняется государственный гимн в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

- Люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы



Ребята, а есть еще один особый символ нашей Родины?

- Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

Ученик:

- У России очень красивый герб! На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

7.Моя малая Родина

Родина

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но, ни что не заменит родину. И желание вернуться в родные края не пропадает.
Стихотворение А.А.Атаманенко

Михаил Михайлович Атаманенко - член Союза писателей Росии.

М.М. Атаманенко родился 28 мая 1936 года в селе Туросна Клинцовского района. Окончив семь классов в селе Писаревка и Клинцовское педучилище, работал заведующим начальной школы в селе Отрезкое. После службы в армии окончил филологический факультет Ленинградского университета имени А.А. Жданова. Работал преподавателем, завучем, директором Оболешевской средней школы, заочно окончил Литературный институт имени А.М. Горького. С этого времени - на журналистской работе: заведующий отделом клинцовской газеты "Труд",

С 1991 года Михаила Атаманенко пригласили возглавить новую областную газету "Голос профсоюзов.


«Моя столица избяная»

Моя столица избяная!
Я вдруг к тебе приехал вновь
Ты для меня – вода живая
От всех печалей и разлук.
Ты, лес, подперший небо стенкой.
Твоя криница на краю
И эта речка Туросенка,
Где по колено воробью.
Грачи, что в сосняке ночуют,
И, как страницы книг, поля –
Меня от всех тревог врачует
Былинка каждая твоя.
Пусть в стороне ты и поныне,
От гулких трасс. Ну что с того!
Ты все равно посередине
Большого сердца моего.


Сочинение «Моя малая родина»

8. Собери пословицы

1. без Человек Родины соловей песни без что

2. и земля в мила горести Своя

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша


9. Итог урока

- Что сближает все изученные стихотворения? Любовь к Родине

- Мы говорили о том, что Родину надо любить, а что ещё надо делать для Родины?

- Родину надо защищать.


Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Домашнее задание :

Сообщения о защитниках Отечества



10.Рефлексия . Самооценка


– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

– Теперь я могу…

– Я почувствовал, что…

– Я приобрел…






Приложение к уроку

В Крючков


РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.




В Крючков


РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.



В Крючков


РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.



В Крючков


РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.























Иван Савич Никитин

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Анатолий

Владимирович

Жигулин


Собери пословицы

1. без Человек Родины соловей песни без что

2. и земля в мила горести Своя

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша



  1. Мы повторим………

  2. Мы вспомним……..

  3. Мы сможем поразмышлять……….

  4. Мы будем читать…….. о ……….


Лист самооценки


  1. Беседа по теме


  1. Проверка домашнего задания. Стихотворение «О, Родина»


  1. Узнай поэта


  1. Узнай произведение


  1. Викторина «Что ты знаешь о своей Родине»


  1. Чтение стихотворений наизусть


  1. Сочинение «Моя малая родина»


  1. Собери пословицы


  1. Тест по разделу