Тип разработки – конспект урока литературного чтения
4 класс
Данная разработка составлена по учебнику Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс. Её можно использовать для проведения последнего урока по разделу«Родина».
Тема: Обобщение по разделу «Родина».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи: обобщить знания учащихся по теме; прививать детям интерес к литературе, поэзии; воспитывать любовь к своему краю; научить комментировать и анализировать содержание учебного материала; работать над обогащением словарного запаса; размышлять над авторским отношением к Родине; воспитывать любовь к Родине |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся: комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведениях средства художественной выразительности | Метапредметные: Познавательные: определять особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на тему. Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента | Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Ход урока
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
(звучит песня «С чего начинается Родина»)
- Вам знакома эта песня?
-О чём она?
- Почему я начала урок с этой песни?
- Наш урок сегодня мы посвятим обобщению знаний о Родине.
- Каковы наши задачи на урок ?
3. Работа по теме урока
1. Беседа
- Что такое Родина?
Верно, это страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки.
Наверное, всё это и есть Родина…
-- Как называется наша Родина?
-А вот как красиво сказал известный ученый и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов».
-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, Россия, держава)
- Произведения какого жанра мы читали в разделе Родина?
2.Речевая разминка
(Анализ чтения)
РОДИНА
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина- труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам - не один, а с друзьями.
В Крючков
- О чём это стихотворение?
- Как вы можете ответить на вопрос автора одним предложением?
3. Повторение «Узнай в лицо»
- Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.
- Проверим , как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.
- Нужно соотнести портрет с именем автора
(ученики открывают на экране «окошко», называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)
4.Повторение «Изученные произведения»
Работа по карточкам. Соединить название стихотворения с автором
«Узнай произведение»
- Что их объединяет?
- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)
5. Проверка домашнего задания
- Наши ученики изобразили фрагменты изученных стихотворений. Узнай произведений и зачитай выразительно отрывок из него.
1. Я создала картину, на которой на переднем плане изображён летний луг, и вдалеке лес. (Спиридон Дрожжин «Родине»)
Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою”.
2. На переднем плане моей картины изображены белоствольные берёзки, за ними – село. Вдали видна колокольня, которая немного покосилась от старости. А на бугре холмик с памятником. Это память о воевавших солдатах за Родину. (Анатолий Жигулин «О, Родина!»)
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
3. Я нарисовала картину, на которой видны горы на горизонте, а на переднем плане степь, засеянная пшеницей. (Иван Никитин «Русь»)
Под большим шатром голубых небес -
Вижу - даль степей зеленеется.
И на гранях их выше темных туч
Цепи гор стоят великанами.
- Что сближает все изученные стихотворения? (Любовь к Родине)
- Какой поэты видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)
- Поэты в своих стихах описывают величие, красоту страны. Это пейзажная лирика.
Физминутка
Звучит аудиозапись шума воды.
Учитель: - Как прекрасны звуки шума воды.
Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо (все показываем движениями)
Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.
Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
6. «Что ты заешь о своей Родине?»
Викторина
- Столица России
- Вторая столица России? (Санкт-Петербург)
- Назовите имя и фамилию президента России? (В. Путин)
- Какое событие произойдёт в России 18 марта 2018 года?
Загадки
- У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (Флаг)
- Рассмотрим российский флаг.
Какие цвета присутствуют на российском флаге?
(Белый, синий, красный) Что означают цвета флага? (ответы детей)
Ученик
- Считается, что цвета отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, любовь к Отечеству. Государственый флаг можно увидеть во время праздников, на спортивных соревнованиях, на зданиях государственных учреждений… Флаг – национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением, гордиться им.
Надругательство над флагом является преступлением.
- Поговорим еще об одном важном символе нашего государства.
- Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава. (ГИМН)
- А ка вы думаете, что такое гимн? (ответы детей)
Ученик (
- Слово «гимн» обозначает восхваление, торжественную песнь. Наш гимн величественен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Исполняется государственный гимн в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
- Люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы
Ребята, а есть еще один особый символ нашей Родины?
- Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
Ученик:
- У России очень красивый герб! На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.
7.Моя малая Родина
Родина
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других маленькая деревенька, но все люди любят её одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но, ни что не заменит родину. И желание вернуться в родные края не пропадает.
Стихотворение А.А.Атаманенко
Михаил Михайлович Атаманенко - член Союза писателей Росии.
М.М. Атаманенко родился 28 мая 1936 года в селе Туросна Клинцовского района. Окончив семь классов в селе Писаревка и Клинцовское педучилище, работал заведующим начальной школы в селе Отрезкое. После службы в армии окончил филологический факультет Ленинградского университета имени А.А. Жданова. Работал преподавателем, завучем, директором Оболешевской средней школы, заочно окончил Литературный институт имени А.М. Горького. С этого времени - на журналистской работе: заведующий отделом клинцовской газеты "Труд",
С 1991 года Михаила Атаманенко пригласили возглавить новую областную газету "Голос профсоюзов.
«Моя столица избяная»
Моя столица избяная!
Я вдруг к тебе приехал вновь
Ты для меня – вода живая
От всех печалей и разлук.
Ты, лес, подперший небо стенкой.
Твоя криница на краю
И эта речка Туросенка,
Где по колено воробью.
Грачи, что в сосняке ночуют,
И, как страницы книг, поля –
Меня от всех тревог врачует
Былинка каждая твоя.
Пусть в стороне ты и поныне,
От гулких трасс. Ну что с того!
Ты все равно посередине
Большого сердца моего.
Сочинение «Моя малая родина»
8. Собери пословицы
1. без Человек Родины соловей песни без что
2. и земля в мила горести Своя
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша
9. Итог урока
- Что сближает все изученные стихотворения? Любовь к Родине
- Мы говорили о том, что Родину надо любить, а что ещё надо делать для Родины?
- Родину надо защищать.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Домашнее задание :
Сообщения о защитниках Отечества
10.Рефлексия . Самооценка
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я почувствовал, что…
– Я приобрел…
Приложение к уроку
В Крючков РОДИНА Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен, Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам - не один, а с друзьями. | В Крючков РОДИНА Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен, Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам - не один, а с друзьями. |
В Крючков РОДИНА Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен, Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам - не один, а с друзьями. | В Крючков РОДИНА Что такое Родина наша? Солнце, лес, дыхание пашен, Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина- труд и праздник, Сто дорог для тебя самых разных, И любовь твоя к папе и маме, И ты сам - не один, а с друзьями. |
Иван Савич Никитин
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
Анатолий
Владимирович
Жигулин
Собери пословицы
1. без Человек Родины соловей песни без что
2. и земля в мила горести Своя
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша
Мы повторим………
Мы вспомним……..
Мы сможем поразмышлять……….
Мы будем читать…….. о ……….
Лист самооценки | |
Беседа по теме | |
Проверка домашнего задания. Стихотворение «О, Родина» | |
Узнай поэта | |
Узнай произведение | |
Викторина «Что ты знаешь о своей Родине» | |
Чтение стихотворений наизусть | |
Сочинение «Моя малая родина» | |
Собери пословицы | |
Тест по разделу | |