I. Мотивация к учебной деятельности. «Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель. - Так давайте начнем с мудрого изречения: «Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено безтруда, то быстрее исчезает» - Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки? - Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго? - Что вам поможет в этом? - Сегодняшний урок поможет вам сделать ещё одно важное открытие. Все готовы к открытиям? Тогда в путь. Я желаю вам удачи. II. Актуализация знаний - Сядьте правильно, обратите внимание на экран. Запишите число, классная работа. Чистописание. Отгадайте загадку. Буква Р перевернулась — Этим знаком обернулась. - В тетради мы запишем букву «ь».Обратите внимание на написание буквы. - Прочитайте буквосочетания: нь, нья,ня,мь,мья, мя - Давайте понаблюдаем за буквосочетаниями. - Какую работу выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нь,мь,? -Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нья, мья? - Назовите слоги слияния. - Оцените свою работу на лестнице успеха. 2.Словарная работа. Диктант соседу. - Дома вы подготовили для соседа пять слов из словаря с мягким знаком. Сегодня первый вариант продиктует их для второго. После диктовки проверите своего соседа и оцените его работу. - Какую работу выполняет мягкий знак в ваших словах? -Где может стоять мягкий знак? III.Постановка учебной задачи. - Разгадайте ребус. - Запишите слововьюга на листочке. - Покажите, как вы написали слово? (Вывешиваю два варианта на доску: вьюга и вюга). - Что же у нас получилось?Слово одно, а записано по-разному. - А такое может быть? - Но мы записали слово по-разному. Что это значит? - Кто знает, что это за орфограмма? - На какой вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке? IV.Построение проекта выхода из затруднения. - Послушайте, как звучит это слово вьюга. - Все ли согласные в слове сливаются с гласными? - Как это показать на письме? - Как мы называем такой мягкий знак? - Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы! Сейчас мы проведем с вами исследование на тему разделительный мягкий знак. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Давайте исследуем слова и попытаемся определить, когда же пишется разделительный мягкий знак. Перед вами слова: Платье, бельё, вьюга, друзья,ручьи. а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь; б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией; в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями; г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах? 3. Вывод по исследовательской работе Где пишется разделительный ь знак? Схема. - Продолжим исследование. Сделайте транскрипцию одного из слов. Проверьте по эталону. -Сколько звуков обозначает гласная буква после ь знака? Давайте проверим наш вывод. Правило страница 32 - Оцените свою работу на лестнице успеха. Физминутка. Вы, наверное, устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки! Теперь за парты сели дружно. Конечно, поработать нужно! V. Первичное закрепление. - Пользуясь полученными знаниями, подумайте в каких словах нужно писать разделительный мягкий знак. Вороб_и,долга_я, солов_и, нова_я, дерев_я, зелене_ет, скам_я, тво_ё. - Запишите в тетрадь только слова с орфограммой разделительный мягкий знак. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с учебником. - Откройте книги на стр. 32, упражнение 53. - Прочитаем задание. - Напишите по памяти 3 слова. - Укажите какие звуки обозначают гласные после мягкого знака. - Откройте книгу и проверьте написание слов. - Оцените свою работу на лестнице успеха. -Давайте выполним упражнение 51. - Составьте и запишите предложение. Первый вариант со словом полю. Второй вариант со словом полью. - Прочитайте свои предложения в соответствии с картинкой. Работа в группах. - Разделите слова на 2 группы. Деревья, листья, братья, осенью, льёт, вороньи, коньки, окуньки, учитель, пальто, крыльцо, пальцы. - Какую роль выполняет мягкий знак в словах? - Где пишется разделительный ь? - Оцените свою работу на лестнице успеха VII. Рефлексия учебной деятельности. - Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? - Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы! - Оцените свою работу на лестнице успеха. Домашнее задание: Стр.32, выучить правило. Упр.56 - Урок окончен. Спасибо за работу! | Читает ученик -Да. - Активность, желание получать знания сообразительность, умение решать проблемы, трудолюбие, упорство. - Мягкий знак - Обозначает мягкость предшествующего согласного - Разделительный мягкий знак На каждой ступеньки лестницы дети ставят знаки «+» или «- », в соответствии с самооценкой - Показатель мягкости. - В конце слова после согласного и в середине, между согласными. - Вьюга. Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают. - Нет. - В слове есть какая-то орфограмма. - Разделительный мягкий знак - Когда в словах пишется разделительный мягкий знак. - Нет. Согласная «в» и гласная «ю» читаются не слитно. - Поставить между ними мягкий знак. - Разделительный. Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, делает свой вывод. У доски работает один ученик. Разделительный ь знак пишется - после согласных - перед гласными е, ё, и, ю, я. -Два звука. . Коллективная работа Воробьи, соловьи, деревья, скамья. Выполнение в тетради. . -Узнать правило правописания Ь. |