СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Разделительный мягкий знак», 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку, 3 класс. Тема :"Разделительный мягкий знак"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Разделительный мягкий знак», 3 класс»

Тема урока «Разделительный мягкий знак»

Тип урока:ОНЗ


Цель:  создать условия для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формирование  универсальных учебных действий (УУД).

Предметные знания: правописание слов с  разделительным мягким знаком.

Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

Метапредметные

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать словарь; представить информацию в виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать, классифицировать по признакам.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.

Оборудование:учебник, тетрадь, карточки, компьютер, телевизор.



Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

примечание

I. Мотивация к учебной деятельности.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гёте, немецкий писатель.


- Так давайте начнем с мудрого изречения:

«Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено безтруда, то быстрее исчезает»

- Ребята, это афоризм, мудрое изречение. Как вы понимаете эти строчки?


- Хотите ли вы, чтобы ваши знания были прочными и надолго?


- Что вам поможет в этом?

- Сегодняшний урок поможет вам сделать ещё одно важное открытие. Все готовы к открытиям? Тогда в путь. Я желаю вам удачи.



II. Актуализация знаний


- Сядьте правильно, обратите внимание на экран. Запишите число, классная работа.

  1. Чистописание.

Отгадайте загадку.


Буква Р перевернулась —

Этим знаком обернулась.


- В тетради мы запишем букву «ь».Обратите внимание на написание буквы.

- Прочитайте буквосочетания:

нь, нья,ня,мь,мья, мя

- Давайте понаблюдаем за буквосочетаниями.

- Какую работу выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нь,мь,?


-Какую роль выполняет мягкий знак в буквосочетаниях нья, мья?

- Назовите слоги слияния.


- Оцените свою работу на лестнице успеха.

2.Словарная работа.


Диктант соседу.

- Дома вы подготовили для соседа пять слов из словаря с мягким знаком. Сегодня первый вариант продиктует их для второго. После диктовки проверите своего соседа и оцените его работу.

- Какую работу выполняет мягкий знак в ваших словах?

-Где может стоять мягкий знак?



III.Постановка учебной задачи.

- Разгадайте ребус.


- Запишите слововьюга на листочке.


- Покажите, как вы написали слово? (Вывешиваю два варианта на доску: вьюга и вюга).

- Что же у нас получилось?Слово одно, а записано по-разному.

- А такое может быть? 

- Но мы записали слово по-разному. Что это значит? 


- Кто знает, что это за орфограмма?



- На какой вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке?



IV.Построение проекта выхода из затруднения.

- Послушайте, как звучит это слово вьюга.

- Все ли согласные в слове сливаются с гласными?



- Как это показать на письме?




- Как мы называем такой мягкий знак? 


- Кто сразу написал слово вьюга правильно, поднимите руки? Молодцы!


Сейчас мы проведем с вами исследование на тему разделительный мягкий знак.


«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».


Давайте исследуем слова и попытаемся определить, когда же пишется разделительный мягкий знак.

Перед вами слова:

Платье, бельё, вьюга, друзья,ручьи.

а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

3. Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак?


Схема.


- Продолжим исследование. Сделайте транскрипцию одного из слов. Проверьте по эталону.


-Сколько звуков обозначает гласная буква после ь знака?

Давайте проверим наш вывод. Правило страница 32

- Оцените свою работу на лестнице успеха.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!


V. Первичное закрепление.

- Пользуясь полученными знаниями, подумайте в каких словах нужно писать разделительный мягкий знак.


Вороб_и,долга_я, солов_и, нова_я, дерев_я, зелене_ет, скам_я, тво_ё. 

- Запишите в тетрадь только слова с орфограммой разделительный мягкий знак.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с учебником.

- Откройте книги на стр. 32, упражнение 53.

- Прочитаем задание.

- Напишите по памяти 3 слова.

- Укажите какие звуки обозначают гласные после мягкого знака.

- Откройте книгу и проверьте написание слов.

- Оцените свою работу на лестнице успеха.


-Давайте выполним упражнение 51.

- Составьте и запишите предложение. Первый вариант со словом полю. Второй вариант со словом полью.


- Прочитайте свои предложения в соответствии с картинкой.



Работа в группах.

- Разделите слова на 2 группы.

Деревья, листья, братья, осенью, льёт, вороньи, коньки, окуньки, учитель, пальто, крыльцо, пальцы.

- Какую роль выполняет мягкий знак в словах?

- Где пишется разделительный ь?


- Оцените свою работу на лестнице успеха


VII. Рефлексия учебной деятельности.


- Какую цель ставили перед собой? 

- Достигли мы цели?

- Получили ли вы удовольствие от работы? Работали с радостью, старались понять, значит, это надолго. Молодцы!


- Оцените свою работу на лестнице успеха.


Домашнее задание:  

Стр.32, выучить правило. Упр.56

- Урок окончен. Спасибо за работу!














Читает ученик







-Да.


- Активность, желание получать знания сообразительность, умение решать проблемы, трудолюбие, упорство.











- Мягкий знак





- Обозначает мягкость предшествующего согласного

- Разделительный мягкий знак


На каждой ступеньки лестницы дети ставят знаки «+» или «- », в соответствии с самооценкой



- Показатель мягкости.

- В конце слова после согласного и в середине, между согласными.


- Вьюга.

Дети на листочках фломастером пишут это слово и показывают.





- Нет.

- В слове есть какая-то орфограмма.


- Разделительный мягкий знак


- Когда в словах пишется разделительный мягкий знак.




- Нет. Согласная «в» и гласная «ю» читаются не слитно.


- Поставить между ними мягкий знак.



- Разделительный.











Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,

делает свой вывод. У доски работает один ученик.





Разделительный ь знак пишется - после согласных - перед гласными е, ё, и, ю, я.





-Два звука.







.













Коллективная работа


Воробьи, соловьи, деревья, скамья.



Выполнение в тетради.










.
























-Узнать правило правописания Ь.









На экране

Слайд 1.
















Слайд 2




Слайд 3 (Загадка)


Образец на доске, показ написания


Слайд 4









Дети работают парами.

Индивидуальная работа на карточках.





Слайд 5


Слайд 6









Слайд7





















Слайд 8






Слайд 8






















Слова записаны на доске.














Слайд 9

Слайд 10
























Слайд 11









Урок русского языка

2 класс



Программа "Школа России". 


Учитель: Волохова

Людмила Николаевна