СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Восточные славяне в древности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Восточные славяне в древности"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Восточные славяне в древности"»

Разработка урока по теме "Восточные славяне в древности"

Цель урока:

  • показать учащимся расселение восточных славян, познакомить учащихся с их занятиями, жилищем, внешним обликом и бытом, выделить особенности верований восточных славян;

  • формировать у учащихся умения работать с исторической картой и историческими источниками, развивать умение анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Оборудование урока:

мультимедийное оборудование для показа презентации в программеPower Point.

Ход урока

Вводное слово учителя: "Здравствуйте, ребята!Сегодняшний урок будет посвящен нашим самым далеким предкам - славянам, которые проживали на нашей территории еще до того, как здесь появилось государство "Русь".

В настоящее время Восточная и Южная Европа заселена в основном славянскими народами. Однако в современной науке до сих пор нет определенности относительно прародины славян и времени их появления в Европе. Согласно первой точке зрения, славяне - это коренное население Восточной Европы. В то же время существует и вторая, более распространенная точка зрения, согласно которой славяне переселились на территорию Восточно-Европейской равнины из Центральной Европы (верховья рек Вислы, Одера, Эльбы и Дуная).

На Днепре восточные славяне появились в VI-VII вв. Возможно, что в то же время славяне пришли вдоль южного берега Балтийского моря в район реки Волхова и озера Ильмень.

Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян: (слайд №2)

":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами,потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке,которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя,прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ:" [1]

Задание №1: Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.

Задание №2: Распределите названия восточнославянских племен и места их обитания,используя карту в атласе:

Поляне

р. Ловать

Ильменские словене

р. Ока

Кривичи

г. Киев

Уличи

г. Новгород

Радимичи

верховье Днепра

Вятичи

низовье Днестра

Волыняне

г. Полоцк

Полочане

г. Берестье

Слова учителя: Как выглядели восточные славяне? (слайд №3) Прокопий Кесарийский писал о славянах,что "они очень высокого роста и огромной силы.Цвет кожи и волос у них очень белый."

Расселившись на Восточно-Европейской равнине,восточные славяне строят посёлки и городища. (Слайд №4). Давайте посмотрим, как они выглядели? (ученики отмечают, что жили в деревянных срубленных домах и землянках, огораживали поселок деревянным частоколом т.п.)

Вопрос учителя: Ребята, предположите, какие виды занятий могли быть у восточных славян,опираясь на данный рисунок и названия славянских племен? (слайд №4) (земледелие у полян, охота у древлян, рыболовство, т.к. много рек,скотоводство, ремесло)

Слова учителя: Молодцы! Обилие природных богатств позволяло славянам развивать множество видов занятий. Давайте проверим, все ли виды занятий вы назвали. (слайд №5): земледелие,скотоводство, охота, рыболовство, бортничество,ремесло, торговля. Главным и основным занятием было земледелие (слайд №6). Использовали двуполье для сохранения плодородности почв,которые обрабатывали сохой, бороной и плугом,серпом, косой. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу,овёс, просо, горох, репу, редьку, чеснок, капусту,лук, лён, коноплю.

Давайте посмотрим на кого охотились восточные славяне (слайд №7): на лося, кабана, оленя, медведя,лисицу, куницу, белку, бобра.

Кого разводили восточные славяне (слайд №8):коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Кого ловили славянские рыболовы (слайд №9):сомов, щук, лещей, язь, плотву, судака.

У восточных славян было очень развито ремесло(слайд №10), такое как плотничество, ткачество, гончарное и кузнечное дело.

И конечно же осуществлялась торговля (слайд№11). Торговали с варягами, хазарами, болгарами,арабами и византийцами. Вывозили (слайд №12)восточные славяне пушнину, воск, мёд а ввозили оружие, изысканные ткани, фрукты и пряности, вина. [2]

Слова учителя: Вся жизнь восточных славян зависела от природы, поэтому они олицетворяли своих богов с силами природы и были язычниками(слайд №13). У славян не было храмов. Идолы,изготовленные из дерева, ставились в святилищах под открытым небом. Такие святилища назывались капища. У Нестора, автора Повести временных лет,мы находим свидетельство того, что своим богам славяне приносили жертвы, в исключительных случаях - даже человеческие. Давайте посмотрим как восточные славяне называли своих богов(слайд №14).

Перун - бог молний, грома, войны

Ярило - бог солнца

Стрибог - бог ветра

Сварог - бог неба

Велес - бог скота

Макошь - богиня плодородия

Ладо - бог любви и согласия

Купала - бог лета

Также восточные славяне верили в различных духов: лешего (лесной дух), водяного (речной дух),русалок и домовых. Эти персонажи вам хорошо знакомы благодаря русским народным сказкам.Языческие традиции сохранились и до наших дней.Возможно кто-то из вас верит в домового? Каждому из вас знаком праздник "Масленница", во время которого мы провожаем зиму и встречаем весну. Это тоже языческая традиция.

Вопросы для закрепления:

  1. Где проживали восточные славяне?

  2. Как выглядели наши далекие предки.

  3. Опишите жилище и занятия восточных славян.

  4. Во что верили восточные славяне.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается творческое задание: составить экскурсию в прошлое, а именно составить экспозицию из рисунков и сочинить текст для экскурсовода.